Так же как театр начинается с вешалки, курорт начинается с дороги. Увы, больше нет возможности доехать до Друскининкая по железной дороге без пересадки. Да и железной дороги там больше нет: строить на тупиковой ветке отдельный погранпереход власти Литвы и Белоруссии сочли непозволительной роскошью. И друскининкайскую железную дорогу постигла участь петербургского трамвая: рельсы разобрали.
В наполеоновских планах муниципальных властей Друскининкая – восстановление аэропорта с организацией чартерных, а впоследствии и регулярных авиарейсов. Но это вопрос ближайших нескольких лет. Так что пока надо ехать поездом до Вильнюса и оттуда либо рейсовым автобусом, либо (по предварительной договоренности с курортом) специальным рейсом для организованных групп. Впрочем, сто километров по хорошим литовским дорогам – это уже начало отдыха.
Те, кто бывал в Друскининкае в советские годы, могут и не узнать город. Конечно, он не был перестроен, все исторические здания – и домик Чюрлениса, и старый костел, и даже музей «Лесное эхо» – остались на своих местах. Добавился европейский лоск, которым нас, правда, уже не удивишь, но который стал неотъемлемой частью такого понятия, как удобный город. Появились новые музеи, картинные галереи, гостиницы и рестораны. Открылся крупнейший в Европе аквапарк, в котором только банный комплекс состоит из 18 видов бань: финских, русских, турецких, римских...
Немаловажно, что здесь по-прежнему везде говорят по-русски, причем не только в сфере обслуживания. Кое-где персонал даже испытывает проблемы с недавно выученным английским или немецким. Хотя, по статистике, большинство отдыхающих сегодня – именно немцы. «У нас две трети туристов – немцы. Едут к нам из-за невысоких цен и хороших условий, – говорит директор санатория «Беларусь» Андрей Кобель. – Так чем же петербуржцы хуже немцев? Приезжайте, мы вас ждем».
Кстати, санаторий «Беларусь» принадлежит соседней Белоруссии – политические трения между режимом «последнего диктатора Европы» и Евросоюзом, в состав которого входит Литва, никому не мешают. Остались в Друскининкае и другие старые санатории – тот же «Эгле». «Как коренной житель Друскининкая, я прекрасно помню, что «Эгле» – бывший «межколхозный» санаторий, – говорит главный врач этой лечебницы Арвидас Бальчюс. – Но, конечно, теперь нашу здравницу просто не узнать».
Во многом экономический рост в Друскининкае – заслуга его мэра Робертаса Малинаускаса. Бывший бизнесмен, он был избран главой местного самоуправления в не самые лучшие для города времена. И подошел к развитию муниципалитета, как к модернизации производства на предприятии. Он сумел привлечь инвестиции и гранты из Евросоюза – поверьте, далеко не все маленькие городки Литвы смогли это сделать: кое-где царят обычные для Восточной Европы проблемы (спад традиционного производства, безработица, невысокие зарплаты). Но Друскининкай смог преодолеть все эти, как сегодня принято называть, «вызовы глобализации».
Сегодня это действительно процветающий европейский курорт, расположенный вдобавок в зеленой заповедной зоне. Прямо в лесу проложены прекрасные асфальтированные велосипедные и пешеходные дорожки с романтическими названиями «Солнечный путь», «Дорожка Жильвинаса», «Звездная орбита»...
Представители муниципалитета любят подчеркивать, что здесь – особый курорт, предназначенный не только для людей с хроническими заболеваниями и пожилых (для которых, собственно, и создавались первоначально санатории), но и для энергичных представителей среднего возраста, для молодежи. Во многом на туристов рассчитаны всевозможные летние праздники, концертные и другие культурные программы. Ведь если туристу будет скучно, в другой раз он уже отдыхать сюда не приедет. А позволить это мэр, как настоящий бизнесмен, никак не может.
Виктор НИКОЛАЕВ "С.-Петербургские ведомости"