Вы захотите рассказать друзьям... 
   

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ЛИТВУ  /  СТАТЬИ о ЛИТВЕ

 
   

« Бьют часы на старой башне...  | В начало |  Курорт Бирштонас – оазис здоровья »


Легенды Литвы: что затерялось в пучине истории

12.04.12 17:42
  
Как и любые государства с длинной историей, полной взлетов и падений, Литва может похвастаться своими необыкновенными легендами. Пусть не все из них похожи на правду, но именно эта часть народного самосознания помогает глубоко проникнуться культурой соседней страны, хотя, к сожалению, почти всегда остается за кадром типовых экскурсий и беглого осмотра достопримечательностей. На вопрос «Что посмотреть в Литве?» вам ответит любой путеводитель, а вот придать глубоких чувств и уникальных красок каждому объекту туристического внимания сможет только профессиональный гид, при условии, что вы этого хотите.

Вой сотни волков
Начнем повествование с легенды о зарождении Вильнюса, нынешней столицы Литовской Республики. Первое упоминание о городе звучит в летописи 1323 года во времена правления князя Гедиминаса, в ней он называет Вильнюс (тогда еще Вильну) столицей Великого княжества Литовского. Точная дата основания неизвестна – некоторые ученые относят его постройку в район 1310-х годов, а некоторые – аж к 13 веку. Так или нет – судить не нам, однако с этим обстоятельством связана занимательная легенда.
Говорят, как-то раз князь Гедиминас выехал из своей крепости, тогда находившейся в Старом Тракае, на охоту. Он выследил зубра и, догнав его у подножия горы, убил. Однако, увлекшись погоней, не заметил, как отдалился от крепости на приличное расстояние, поэтому решил заночевать под той горой, где настиг свою добычу. Ночью Гедиминасу снится сон: волк в железном панцире стоит на вершине и воет так, как выли бы сто волков. Наутро князь возвращается в свою крепость и просит толкование такого странного сна у языческого жреца Лиздейка. Жрец ответил: боги хотят, чтобы ты воздвиг на этой горе крепость, которая будет такой же мощной и неприступной, как железный панцирь этого волка, а слава о ней будет греметь настолько далеко, как только может разнестись вой ста волков.
С тех пор гору, на которой была основана крепость (Верхний замок), называют горой Гедиминаса (или Замковой горой), а символом города стал волк в доспехах – памятник ему находится в Кернаве. Под конец жизни Гедиминас принимает католичество, получает благословение Папы Римского и начинает именовать себя «королем литовцев и русских». Верхний замок до наших дней не сохранился, и сейчас для туристов доступны лишь руины и одна из оборонительных башен.


Три чуда святого Казимира
Позднее Литва принимает католичество (1387), начинают возводиться католические храмы. Главный из них - Собор святых Станислава и Владислава - находится прямо под горой Гедиминаса на Кафедральной площади. Где-то в 16 веке туда же переезжает и царская резиденция. Для этого был построен Нижний дворец, имеющий подземный ход прямо в главный собор. На площади, перед собором, есть особенная плита – на ней написана надпись «Stebukla», что по-литовски означает «чудо». Говорят, что если встать на эту плиту и загадать желание, оно обязательно сбудется.

В этом же соборе похоронен Святой Казимир – литовский княжич и польский королевич, первый «национальный» святой и покровитель Литвы. Набожность Казимира, который умер, предположительно, от туберкулеза в 1484 году (ему было 25 лет), отмечали все его биографы. Ему, в частности, приписывается нежелание жениться и слова о том, что Бог – его единственная любовь. Тогда Литва не имела своего святого, поэтому вопрос о канонизации Казимира был поддержан не только населением, но и правителями страны. Церковных владык пришлось уговаривать больше ста лет, и для этого потребовалось три чуда. О трех чудесах князя Казимира следующая легенда.
Говорят, когда требования о канонизации Казимира со стороны литовских князей стали усиливаться, был вскрыт гроб с останками – эта процедура была обязательной для причисления усопшего к лику святых. Когда гроб открыли, то взорам предстало тело, нетронутое тленом. Казимир выглядел так, будто был похоронен только что. Это считается первым чудом Казимира.
Однако, потревоженное тело стало быстро разлагаться. Поэтому для останков будущего святого был сооружен специальный гроб из серебра. Он был помещен на алтарь в одной из часовен Кафедрального собора, и каждый верующий мог свободно прийти и помолиться перед ним. Была среди прихожан одна молодая красивая девушка, но, к несчастью, пораженная недугом – она была сумасшедшей. Девушка постоянно молилась, и служители собора даже разрешали ей ночевать перед алтарем. Однажды в порыве горячей молитвы она случайно задела рукой алтарь… и, о чудо, исцелилась! Это считается вторым чудом Казимира.
Почитая Казимира как святого, хотя он еще не был признан таковым, известный художник изобразил его на картине, которую позднее назвали иконой «Трехрукий Казимир». Нарисовав Казимира, художник остался недоволен изображением одной из его рук. Он закрасил ее и нарисовал руку в другом положении. Однако, вскоре первая рука проявилась из-под краски. Тогда художник снова ее закрасил, но рука вновь проявилась. Тогда художник решил оставить на картине три руки, и это считается третьим чудом Казимира.
После таких чудес церковь не могла проигнорировать требований литовского народа. Переговоры с Ватиканом о канонизации князя Казимира длились в общей сложности 120 лет, пока не закончились положительным решением в 1604 году.


Могила под женскими юбками
Гуляя по Вильнюсу, дальше мы заглянем в другое полное тайн и легенд местечко – Костел святых Петра и Павла, который был построен в конце 17 века. Пожертвовав монетку на нужды храма, здесь можно получить интересную брошюру, в том числе и на русском языке. Главная особенность костела – большое количество стукковых барельефов и скульптур, которые в то время изготовлялись с использованием яиц. При строительстве яйца собирали со всех концов Литвы, ими платили пошлины, а в те сезоны, когда курицы неслись менее интенсивно, строительство замедлялось. Считается, что храм построен на месте сгоревшего в 16 веке деревянного костела, а тот, в свою очередь, был сооружен на месте древнего языческого святилища богини Милды. Так или нет, но великий гетман литовский Михаил Пац (Миколас Пацас) основал Костел святых Петра и Павла на этом месте в благодарность Богу за спасение от взбунтовавшихся солдат.
Говорят, Пац был жестоким человеком, скорым на расправу, но, тем не менее, очень набожным. Хотя, возможно, не потому, что жил по заветам божьим, а потому что ему было, что замаливать. Его жестокость и стала причиной вспыхнувшего бунта. С верными людьми он укрылся в развалинах и стал молиться о том, чтобы их не нашли. Разъяренные солдаты прошли мимо, не заметив гетмана, и в благодарность Богу он пообещал возвести прекрасный храм. Основатель храма не дожил до окончания работ по украшению храма. Но, желая искупить свои грехи, завещал похоронить себя под входным порогом, чтобы все входящие в храм топтали его. Однако его же собственные солдаты шутили, что он просто хотел и после смерти заглядывать женщинам под юбки. На надгробной плите было написано «Здесь лежит грешник». Через сто лет в нее ударила молния, и плита раскололась, поэтому сейчас вмурована в стену справа от входа.

Внутри храма есть символический путь от начала до конца жизни. Он начинается слева от входа и, проходя по периметру, заканчивается аллегорией смерти – скелетом с косой. По изображению видно, что перед смертью все равны: и короли, и священники, и ученые. Вообще в костеле, кроме икон, фресок и скульптур, много интересных вещей. Например, большая люстра в виде золотого корабля, амвон в форме лодки с акустическим усилителем, две литавры, отнятые Пацом у турков. Особый интерес представляет скульптура Иисуса Назаритянина с париком из натуральных волос. Она была прислана из Испании в 1700 году, но в костел св.Петра и Павла была перемещена лишь в 1864 году, когда был закрыт монастырь триниторов, где она хранилась ранее. С этой скульптурой также связана одна довольно противоречивая легенда.
Говорят, когда скульптуру перевезли в костел, волосы на голове Иисуса не только обладали чудотворной силой, но и росли. Одна из прихожан, бабуля, проведала про целебные свойства волос и решила вылечить свою больную собачку. Она осталась в храме на ночь и срезала локон с головы скульптуры. Утром же, никем не замеченная, она отправилась домой и потерла волосами собаку. К сожалению, собачка сразу умерла, а волосы у Иисуса с тех пор перестали расти.
Согласитесь, легенда не из приятных. Не совсем понятно, почему чудодейственная сила вдруг превратилась в губительную, хотя, как говорят, «не исповедимы пути…». По правде сказать, атмосфера католических храмов для православного человека довольно странная. Пусто, холодно, даже немного страшно, когда обращаешь внимание на скульптуры с пустыми глазницами, взирающими на тебя из-под потолка. А вот православные храмы, которых в Вильнюсе 13, показались чем-то родным на чужой земле: знакомые, теплые, уютные, яркие. Более того, некоторые их них были основаны в те времена, когда Литва принадлежала Российской Империи, поэтому стены храмов содержат множество надписей на русском языке.
Покидая Костел св.Петра и Павла, стоит обратить внимание на надпись над входом на латинском языке «REGINA PACIS FUNDA NOS IN PACE» («Королева мира, укрепи нас в мире»). Эта фраза обыгрывает родовое имя Паца, так что предусмотрительный гетман еще раз напомнил прихожанам о себе.
Еще один Костел святых Петра и Павла находится в Каунасе. Это самый большой костел в Литве. Рядом с ним расположена почта, с которой можно отправить домой открытку. На нее поставят печать - точно такую, какая использовалась при основании почты в 16 веке.


Семейное замаливание грехов
У Михаила Паца был двоюродный брат – Христофор Пац (Криступас Пацас), который также вошел в историю благодаря своим богоугодным делам (опять же, скорее, чтобы замолить свои грехи). В 1667 году он основал монастырь Пажайслис, который находится на берегу каунасского искусственного моря (каунасского водохранилища) и реки Неман. Интересно, что и могила Христофора находится под полом при входе в костел. Там же вместе с ним похоронена его семья – жена и малолетний сын.
Раньше это был мужской монастырь, где обитали монахи-камалдулы. Костел Посещения пресвятой Девы Марии, построенный при монастыре, единственный во всей Литве не имеет органа. Это связано с тем, что монахи жили настолько аскетично, что не хотели привносить в свою жизнь даже звуки музыки. Им было запрещено разговаривать между собой, и только два слова они могли произносить свободно: «мементо мори». Позднее, в 1920 году, монастырь был передан монахиням ордена Святого Казимира, которые и живут там по сей день (сейчас их около 20 человек). Монахини гораздо более приветливые, и с радостью встречают туристов, рассказывают об истории монастыря и даже предлагают провести экскурсию по 12-километровому подземному ходу.
На территории монастыря находятся два колодца, которые называют «глаза божьи», построенные еще во времена камалдулов. Несмотря на всю их аскетичность, колодцы использовались для… разведения черепах! Монахи любили побаловать себя черепашьим супом в день памяти Пожайской иконы 2 июля.
Сам монастырь подвергался нападению иноземцев и разграблению несколько раз за свою историю. Из костела в общей сложности было украдено 6 колоколов: 3 – Наполеоном, 2 – русскими при подавлении Польского восстания, 1 – немцами во время Первой мировой войны. Кроме того, в 1914 году Пожайская икона, как и мощи Виленских мучеников, были эвакуированы в глубь России. И правильно, ведь монастырь подвергся разграблению немецкими войсками. Когда в России была установлена советская власть, по декрету Ленина Литва получила независимость, а монастырь Пажайслис – свои 2 колокола и икону.


Призраки в Каунасе
Если продолжить гулять по Каунасу, то можно найти множество интересных мест. Развалины замка, музей чертей, музей Кёрлиониса, Храм святого Георгия, Каунасскую духовную семинарию (одну из трех в Литве), ратушную площадь и прекрасную ратушу «Белый лебедь», которая сейчас выполняет функции Дворца Бракосочетания (кстати, в Литве католические храмы имеют законное право регистрировать браки), дом Перуна, Костел Витаутаса (самый старый в Литве) и много всего другого.

Первая легенда, о которой стоит рассказать, связана с основанием города, точнее с его основателем. Ученые название города возводят к балтийскому корню, означающему низкое, топкое, болотистое место. Однако среди литовцев бытует и другая, более романтическая версия.
Говорят, что жила-была некая красавица Милда, которая была весталкой – жрицей в храме Перуна (Пяркунаса), она разжигала костры в его честь. Разумеется, ей нельзя было влюбляться, а тем более выходить замуж. Каждый день она видела рыбака, молодого парня по имени Далгерукес. Он прекрасно играл на гуслях и пел. Молодые люди влюбились друг в друга, но на их пути встала злая мачеха Милды. Она рассказала жрецам об их тайной любви. В наказание Аускурас, старший жрец, закрыл парня в амбаре, но, сочувствуя в душе молодым, разрешил Милде навещать его. Мачеха же проведала об этом, и опять пожаловалась жрецам. Ничего другого не оставалось, как приговорить Милду и Далгерукеса к казни через сожжение. Однако Аускурас и на этот раз помог влюбленным. Он выкопал яму под костром, и когда дым скрыл их от глаз толпы, они провалились в нее и таким образом смогли избежать смерти. Молодые люди поженились, а когда Милда забеременела – ей было видение во сне: бык в доспехах и с крестом между рогов. После этого родители поняли, что сын будет не простым человеком. Его назвали Кунас. И впоследствии он стал основателем города. Кстати, его сын Кернас считается основателем другого литовского города – Кернаве.
Не теряя времени, отправляемся дальше – к развалинам Каунасского замка. Замок был построен в 13 веке как важный оборонный пункт от Тевтонского ордена – на слиянии рек Неман и Нерис. К несчастью, напора именно этого ордена он и не выдержал – после осады замок был разрушен. Позднее его восстановил Витаутас, но у замка оказался и другой враг – бурные воды реки Нерис. В 17 веке она смыла всю северную часть замка. Сейчас замок восстанавливают и реставрируют, а недавно там даже был организован информационный туристический центр. Однако, долго он не продержался – сотрудников центра терроризировали призраки!
Говорят, что в подземельях замка в яме язычниками были живьем замурованы 32 крестоносца, несших католическую веру. Сверху же был положен неподъемный камень. Теперь души крестоносцев не могут освободиться от плена и вынуждены блуждать по замку. Сдвинуть камень и освободить их может только человек без единого греха, которого до сих пор так и не явился.
Работники туристического центра не видели призраков, но, по рассказам, постоянно чувствовали их присутствие и слышали подозрительные звуки. Они боялись оставаться в центре после конца рабочего дня и по одному. В конечном итоге центр пришлось перенести в другое место.

Если от развалин пройти через Каунасскую духовную семинарию на ратушную площадь, главную площадь Каунаса, то на глаза обязательно попадется небольшой фонтанчик со скульптурными изображениями собак. Это памятник собакам, прогнавшим из города Наполеона.
Говорят, что, войдя в город, Наполеон остановился ночевать где-то в окрестностях площади. Под утро, по неизвестным причинам, неподалеку залаяли собаки. Наполеон испугался, что литовцы отвоевали город и уже собираются схватить его, поэтому быстренько смылся, и на прощание поджег город.
Несмотря на то, что город все же сгорел, собакам поставили памятник в виде фонтана. Хотя сейчас фонтана там уже нет, но летом течет питьевая вода, так что путешественники могут утолить жажду.


Поймал дьявол четверых литовцев…
В Каунасе нельзя пройти мимо еще одного всемирно известного места – Музея чертей. Основал его литовский художник Антанас Жмуйдзинавичюс. Интересно, что живописец в первую очередь известен своей коллекцией чертей, а не творчеством. Начало коллекционированию положил подарок друзей, а затем фигурки, скульптуры и маски, изображающие не только чертей, но и другую нечистую силу, стали присылать со всех концов света. Сейчас экспозиция музея насчитывает около трех тысяч экземпляров и постоянно пополняется. Есть в музее и работы русских, украинских и белорусских мастеров. В большинстве своем это милые чертики, толстенькие, в окружении чертовского семейства (бабушки-дедушки, детишки и т.д.), радующие своей жизнерадостностью посетителей. Не так давно в экспозиции был представлен уникальный экземпляр – белый черт. Но, усмотрев расовую дискриминацию, руководство музея приняло решение изъять фигурку. Кстати, любой желающий может внести свой посильный вклад в развитие коллекции и прислать в дар музею еще одного чертика.

Раз уж зашел разговор о нечистой силе, то есть еще одна интересная легенда, характеризующая жителей четырех «регионов» Литвы.
Литва условно делится на четыре региона (такое деление повелось издревле, по областям расселения литовских племен): Аукштайтия (восточная часть), Жемейтия (западная часть), Дзукия (юго-восточная часть) и Сувалькия (центрально-южная часть). Конечно, между жителями этих областей существует разница, подмеченная с незапамятных времен и, наверняка, подчеркнутая множеством анекдотов. Вот один из них.
Решил дьявол пройтись по земле, посмотреть, как живут люди. Но вот незадача – никого не встретил в тот день, только четырех представителей этих литовских регионов. Разозлился дьявол, схватил несчастных, засунул в мешок и начал бить палкой.
Первым из мешка очень быстро выбрался аукштайтиец. Выбрался и побежал прочь что есть мочи. От неожиданности дьявол даже не успел его остановить. Представители этого региона считаются очень осторожными.
Через некоторое время из мешка выбрался жемейтиец. Тяжело ему было, дьявол постоянно засовывал его обратно, но, все же, человек победил. Представители этого региона считаются очень упорными.
Третьим из мешка выбрался дзукиец. Отошел на несколько шагов и остановился. Дьявол его спрашивает: «что стоишь, снова в мешок хочешь?» На что дзукиец ответил, что не может бросить друга, оставшегося в мешке. Представители этого региона считаются очень дружелюбными.
Последним из мешка выбрался сувалькиец. Выбрался и стоит прямо рядом с дьяволом. Дьявол его спрашивает: «что стоишь, мало я тебя бил?» А сувалькиец ответил: «Мне мешок нужен». Представители этого региона считаются очень предприимчивыми.

Праздник Росы на Нерисе
Одним глазком заглянем в Кернаве, где раньше стояли деревянные крепости, и откуда Гедиминас начинал свое правление. В 13 веке это был достаточно сильный город на реке Нерис с пятью крепостными строениями, но затем князь Гедиминас нашел более подходящие места для своей резиденции – Старый Тракай – и перебрался туда (а затем в Вильнюс), поэтому город стал потихоньку угасать. Сейчас в нем проживает всего 400 человек, зато эта территория входит в список Всемирного Наследия Юнеско. Прямо над рекой Нерис возвышается Костел Пресвятой Девы Марии – еще одна достопримечательность Литвы. Надо сказать, что литовцы – вообще очень религиозный народ. И стар, и млад регулярно посещают церкви, причем заходят молиться без всякой особой подготовки, например, по пути с работы.

Кернавская местность известна не только своим «членством» в списке ЮНЕСКО, и не только съемками фильма «Аттила, король гуннов» и сериала «Робин Гуд» на BBC, а еще ежегодным фольклорным праздником Росы. По популярности этот праздник (Расос или Йонинес) скоро сможет соперничать с Рождеством, а несколько лет назад его даже включили в список государственных – теперь 24 июня является официальным выходным.
Праздник Росы – аналог нашего дня Ивана Купалы (не забываем о разнице в календарях). Название связано с тем, что в этот день особыми чудодейственными свойствами обладает роса: росой умываются для здоровья и долголетия, в росе «купают» лечебные травы, чтобы они усилили свои свойства и т.д. В Кернаве в этот день собираются тысячи литовцев и туристов, которые активно участвуют во всех празднествах. Надо сказать, что ночное гуляние было предназначено, в основном, для молодежи, так как большинство забав связано с темами любви и замужества: гадание, прыжки через костер, поиск цветущего папоротника, пускание венков по реке… Хотя дел в эту ночь было много абсолютно у всех: запастись целебной травой, набрать святой воды, устроить пакость, сымитировав буйство нечистой силы.
Так как праздник имеет языческие корни, а языческая вера у наших народов была очень похожей, то и традиции практически ничем не отличаются. В России Иван Купала также набирает популярность, сейчас 7 июля отмечают практически во всех регионах, особенно, в сельской местности.


По средневековым переходам
Настоящий восторг у любителей истории вызовет тракайская крепость, особенно в низкий сезон, когда на ее территории практически нет туристов. Нынешний Тракай находится чуть в стороне от Старого Тракая, где сидел князь Гедиминас. В далекие времена там стояла крепость, но затем была разрушена. Восстанавливать ее не стали, а перенесли на новое место – более удобный стратегический пункт в борьбе с Тевтонским орденом.
В истории Литвы был период, когда у власти находились два правителя – один сидел в Вильнюсе и ведал восточными делами, другой же занимался западом и правил в Тракае. Старший сын Гедиминаса Кястутис остался в Тракае, когда его отец переехал в новую столицу Литовского княжества - Вильнюс (позднее Вильнюс достался младшему сыну Альгирдасу). Кястутис (Кейстут) заложил две крепости – островную и полуостровную, хотя до окончания строительства крепости на острове не дожил, так что его дело закончил сын Витаутас (Витовт), ставший позднее правителем Литвы. Полюбоваться башнями островной крепости на фоне голубого неба, кстати, можно из ресторанчика «Apvalaus stalo klubas», который находится на «большой земле» прямо напротив.

У средневековых крепостей есть несколько особенностей, которые, приехав в тракайский замок, вы сможете проверить.
Во-первых, между помещениями в крепости нет дверей. Это сделано для того, чтобы враги, ворвавшиеся на территорию, не могли переходить из одной комнаты в другую. Попасть в разные помещения можно, только пройдя через улицу. Единственная комната, где было больше одной двери – это опочивальня князя. Кроме выхода на улицу у него было еще две двери – одна вела в спальню к жене, а другая – в потайной коридор, который выводил за пределы замка. Эта дверь была небольшой и маскировалась гобеленами.

Во-вторых, все винтовые лестницы закручиваются вправо. Это сделано для того, чтобы создать неудобство врагам, поднимающимся снизу. Например, у них ограничен угол обзора, так что защитники могли выскочить совершенно неожиданно. Также неудобно орудовать мечом, находящимся в правой руке.
В-третьих, в этом замке был необычный туалет. Так как крепость находится на острове между озёрами Гальве, Лука и Тоторишкес, туалет располагался в отдельной башенке, которая нависала над водами озера. В полу же имелась специальная заслонка, которая отодвигалась при необходимости воспользоваться «по назначению». Таким образом, плоды человеческого пищеварения поглощались озером.

С этим замком связана легенда о смерти князя Витаутаса.
При жизни Витаутас достиг таких военных и политических успехов, а Литовское княжество такого влияния, что на съезде в Луцке в 1429 году был поднят вопрос о его коронации. Правители всех близлежащих земель, в том числе польский король Ягайло, и представители Папы Римского поддержали такое решение. Против выступила лишь польская знать, заставившая Ягайло отозвать согласие. Тем не менее, коронация должна была состояться вне зависимости от мнения поляков. Корона для будущего литовского короля Витаутаса, которому на тот момент уже исполнилось 80 лет, была изготовлена в Германии, но по пути в Литву она бесследно исчезла на территории Польши. Не выдержав такого волнения, старый князь умер всего за два дня до назначенной коронации. По иронии судьбы, все гости, прибывшие на коронацию, попали на его похороны.
В тракайской островной крепости сейчас находится музей. Некоторые экспозиции очень интересны. Например, здесь вы можете увидеть подробные карты Тракая, рубленые палочки из серебра (кстати, именно от них произошло слово «рубль»), княжеские печати (после смерти князя его печать публично уничтожали), сундук с городской казной (для того, чтобы его открыть, необходимо было одновременно повернуть 12 ключей, которые были у бургомистра и его советников), первый письменный сборник права STATUT (согласно этому сборнику, преступления, совершенные против женщины, наказывались в два раза жестче).


Большое дело с большого перекура
Мало радости от прогулок, если в желудке пусто. В Литве, как и везде, есть много маленьких и больших ресторанчиков, аутентичных и модерновых, с национальной и универсальной кухней. Но одна особенность все же есть – цены в них на порядок ниже российских. Учитывая то, что один лит равен примерно одиннадцати рублям, поесть в центре старого города в прекрасном уютном ресторанчике можно рублей за 300 (первое, второе и компот!).
Из национальных блюд, которое непременно должен попробовать каждый турист, можно выделить цеппелины. Название произошло от Zeppelin, немецкой фирмы дирижаблей, потому что по форме рулеты из тертой картошки с мясной начинкой напоминают дирижабли.


В самом центре старого Вильнюса, недалеко от Кафедральной площади, на улице Pilies (дом 11) есть ресторанчик Aula (кстати, на этой же улице располагается магазинчик Sokoladas с конфетами ручной работы). Очень уютное место с белыми скатертями и вкусными цеппелинами. Если вы остановились в центре, то лучшего места для ужина не найти. Хотя нет, можно найти еще одно – на проспекте Гедиминоса (Gedimino ave. 5) ресторанчик Prie Katedros. Дизайн под старину создает особую атмосферу, которая необходима для погружения в легенды. А еще здесь очень вкусный квас с явным медовым привкусом.
В Тракае обязательно зайдите в ресторанчик Apvalaus stalo klubas (находится на улице Karaimu, 53A). Это то самое место, откуда открывается вид на островную крепость. Честно говоря, такой вид заставляет больше саморефлексировать, чем наслаждаться кушаньями. Но обратите внимание на десерты – они здесь просто волшебные.

В Каунасе тоже есть замечательный ресторанчик рядом с Ратушной площадью, который называется Sadute (Rotuses ave, 4). Он располагается в историческом здании, поэтому обедать можно прямо под кирпичными сводами длинных старинных коридоров.

В Вильнюсе есть еще одно интересное местечко – ресторан Marceliukes kletis (Tuskulenu str, 35). Его любят как сами литовцы, так и туристы, потому что здесь можно погрузиться в атмосферу настоящего литовского хутора: стилизованный интерьер с большим количеством «старинных» предметов сельского быта. Все начинается еще со входа – дверь закрывается с помощью специального отвеса. Внутри вы найдете подвешенную к потолку телегу, деревянные лавки, винтовые лестницы, топор размером с человека… Это не тот ресторан, в котором вам захочется сразу пройти к своему столику. В прекрасном интерьере просто не может быть плохой еды – ресторан славится своей кухней и блюдами от шеф-повара на всю Литву! А вот с медовухой будьте аккуратны – ее крепость составляет 50 градусов, так что не стоит сразу делать большой глоток из рога, который вам подадут.

В принципе, в Литву можно спокойно ехать не только с экскурсионными турами, но и с гастрономическими. То же самое касается и гостинцев – из Литвы в качестве подарков увозят сыр, колбасу, хлеб. Особый деликатес – национальный пирог Шакотис. Он достаточно дорогой (по литовским меркам), но это из-за большого количества яиц, которые используются при приготовлении теста. Внешним видом Шакотис похож на елку. Его и готовят по-особенному: тесто постепенно наливают на «вертело», расположенное над плитой.
Кроме этого, можно привезти в подарок янтарь (в том числе, купить кусочки янтаря и сделать из них янтарную настойку), конфеты ручного производства и льняные вещи.

Несмотря на то, что статья подошла к концу, легенды и красоты Литвы на этом не заканчиваются. Так что отправляйтесь в путешествие! Сделать это теперь еще проще, так как из Санкт-Петербурга в Вильнюс запущен прямой рейс авиакомпании АК БАРС АЭРО. Самолет летает два раза в неделю (по понедельникам и по четвергам), время в пути – 1 час 10 минус.

Сидельникова Наталья

Автор благодарит за организацию поездки Управление по туризму Литвы, Северо-Западное отделение РСТ, авиакомпанию АК БАРС АЭРО и лично гидов Марию Бейнортене и Виргинию Яшинскене.

Журнал Турнавигатор, прель 2012
 





« Бьют часы на старой башне...  | В начало |  Курорт Бирштонас – оазис здоровья »


 
 

Проект " О Литве": Мы хотим представить максимально подробную информацию о Литве. 

Будем очень признательны вам за любые комментарии, пожелания и интересную информацию.


Литва:   Государство · Законодательство · Экономика · ТУРИЗМ и ОТДЫХ · ГОРОДА ЛИТВЫ · СТАТЬИ о ЛИТВЕ · Фото и видео · Карта Литвы  
Карта сайтаСсылкиОбратная связьДРУЗЬЯ и ПАРТНЕРЫ

как получить визу в литву как доехать до литвы лучшие курорты литвы законы литвы дома и квартиры ;в литве санатории литвы продажа земли в литве туры в литву лечение в литве 
 © оЛИТВЕ.ру Все права защищены и охраняются законом. При использовании материалов ссылка на oLITVE.ru обязательна (в интернете - гиперссылка).
     
Rambler's Top100  По вопросам рекламы, спонсорства и другим вопросам по проекту обращаться по inform@olitve.ru
Работает на: Amiro CMS