ЛИТВА
Вы захотите рассказать друзьям... 

  
 
Разделы
 
Новости
 
Гимн
 Национальная песнь
 
Край возлюбленный, Литва, 
Гордый, сердцу милый! 
Нас проведение века    Наделили силой
 
      Пусть о чести и добре
      Мы не позабудем,
      Пусть послужим не себе
      Родине и людям. 
     
Пусть рассеется беда, 
Брат обнимет брата, 
Утвердятся навсегда 
Свобода и правда.
  
   Пусть любовь родной земли
   Не покинет сына.
   Родина, цвети в веках,
   Вольна и едина!
 
Перевод Георгия Ефремова
 
 
 
Цифры и факты

Согласно последним статистическим данным, в 2008 году в Литве проживало 3,3 млн. человек – 84,3% литовцев, 6,2% поляков, 5% русских, 1,1% белорусов, 0,6% украинцев, по 0,1% евреев, латышей, татар, немцев, ромов (цыган).

 
 
 
     
     
 
     
     
  

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ЛИТВУ  /  СТАТЬИ о ЛИТВЕ

 
   

« Путешествуем по Литве  | В начало |  В Бирштонасе появилась новая точка притяжения »


Как реанимировать курорт, что тянет инвестора в литовскую глубинку и зачем мэру Maserati.

11.08.13 00:09
 К концу 1990-х Друскининкай, курорт, ставший известным еще во времена Российской империи и укрепивший свою славу в статусе всесоюзной здравницы, пришел в полное запустение. Туристы кончились с развалом Союза, и хозяйство на глазах приходило в упадок. Как удалось его реанимировать, переформатировать, привлечь многомиллионные инвестиции, а за ними и туристов, порталу TUT.BY рассказал Ричардас Малинаускас, некогда успешный предприниматель, а вот уже 13 лет - мэр Друскининкай.

От аквапарка до Диснейленда

Тогда, в 2000-м, на пост мэра 35-летний предприниматель Малинаускас всерьез не рассчитывал. В списки выборные попал случайно и еще более случайно – в мэры. Но по голосам обошел ближайшего конкурента вдвое – пришлось впрягаться.
- Мы с родителями сделали бизнес с нуля (отец мэра, Вилюмас Малинаускас, в советские времена возглавлял передовой колхоз, сегодня занимается основным семейным активом - всемирно известным "парком советского периода". – Прим. ред.). Занимались переработкой лесных даров – ягод, грибов, создали рабочие места. А надеяться жителям Друскининкай тогда особо не на что было, вот и поверили, что молодой человек из бизнеса может что-то поменять.
Ставку сделали на туризм, развлечения и спорт. Сейчас в санаториях, гостиницах и гостевых домах города можно разместить 7,5 тысяч туристов в сутки. "В деньгах посчитать, сколько это стоило, очень трудно: одни проекты делало самоуправление, вторые – самоуправление вместе с бизнесом, третьи – только бизнес, об этих инвестициях мы даже не все знаем. Все вместе - это уже гораздо больше миллиарда литов (300 млн евро. – Прим. ред.) И новым объектам конца не видно", - рассказывает мэр.
Первой задачей новой команды тогда стала реновация санаториев: построенные в советское время гиганты союзного масштаба для 15-тысячного городка в литовской глубинке оказались велики, да и по инфраструктуре и сервису не дотягивали. "Уже тогда была мечта про аквапарк, про реновацию парков. А вот про поля для гольфа европейского уровня мы, конечно, и не мечтали. Сегодня они есть – это делал частный бизнес", - отмечает Малинаускас. Есть и велодорожки, парк приключений с полетами через Неман и закрытая горнолыжная трасса, кататься на которой можно круглый год.
- Идей у нас полно – только бы деньги были. В ближайших планах – реновация всех парков и скверов, создание на берегу Немана условий для семейного отдыха – пляжей, бунгало. Затем – закрытое море, с дюнами, соснами и пешеходными тропинками, бассейном с минеральной водой и пляжным волейболом. А самый главный проект – огромный, с основным залом на 1,5 тысячи мест, очень серьезный центр культуры, конгрессов, фестивалей и так далее. Очень нам такой объект нужен.
На вопрос, а есть ли на это деньги, Малинаускас отшучивается: "Если долго мучиться, что-нибудь получится". И ограничиваться этими проектами не намерен, мечтая построить детский парк аттракционов, вроде парижского Диснейленда.

Про гарантии бизнесу, слово мэра и его Maserati

Многие знаковые объекты Друскининкай построены на основе того самого частно-государственного партнерства, о котором много говорят в Беларуси. К примеру, в комплекс лыжных трасс вложено 40 млн муниципальных и 47 млн литов частных инвестиций. За окупаемостью муниципальных объектов мэр следит: аквапарк, к примеру, прибыль приносит хорошую, и хотя пока не окупился, но все идет "даже быстрее графика". А вот в частные проекты город не вмешивается – SnowArena передана в доверительное управление инвестору на 25 лет, и хотя это собственность города, мэр заверяет, что проект не контролирует принципиально.
- Не боится частник с вами работать? А вдруг вложишь, а город отберет?
- Так гарантии нужны!
- А какие гарантии могут быть? Закон? Честное слово мэра?
- Пока я мэр, я свое слово сдержу. У меня нет ничего дороже, чем мое слово. Это все знают, и никто еще не обвинял в том, что я это слово нарушил. Но сегодня я мэр, а завтра – нет. Гарантии должны быть письменные и такие, чтобы и у будущего мэра не возникло желания нарушить договор. Мы свои обязательства самым тщательным образом соблюдаем.
Впрочем, строительство – только первый этап проекта. Сложнее дальше балансировать интересы частника и города. В случае с аквапарком, город выкупил у инвестора его долю. "Прибыльный объект, потому и решили купить?" - интересуюсь у мэра, подозревая, что инвестору могли банально "выкрутить руки". "Долю пришлось выкупить, потому что инвестор предложил нам участвовать в другом проекте. И условием с его стороны как раз был выкуп его доли вместе с обязательствами перед банками", - растолковывает Малинаускас. Если частный бизнес готов реализовать проект без участия власти – никто вмешиваться не будет, уверяет он.
"Главное – бизнесу не мешать. Когда власть не помогает – черт с ней, лишь бы не мешала", - улыбается мэр. "Хотя мы, конечно, стараемся помогать. Приходите в Друскининкай со своими идеями и инвестициями. В любое время, только желательно не ночью. Если проект нужен городу, у вас будут ковры такого цвета, какого вы захотите", - заверяет Малинаускас.

Здесь действительно не принято заглядывать в карман инвестору и стесняться своих доходов, хотя скрыть что-то в маленьком городке и при желании сложно. К примеру, еще в первый приезд сюда местные рассказали, что у мэра есть Maserati.
- Есть, и что? - подтверждает Малинаускас. - Я автоспортом занимался: мастер спорта, трижды был чемпионом Прибалтики. У меня не только Maserati – и мотоцикл, и катера, и кемпера. Вот сегодня на параде поедет большой кемпер, девушки go-go будут танцевать – это мой, отдал аквапарку, чтобы по городу проехали, рекламу сделали. Мне не жалко.
Не принято здесь и делить инвесторов на своих и иностранных. Тот же аквапарк пытались построить с польскими и эстонскими деньгами, но проект тогда так и не состоялся. "Никогда не смотрю ни на цвет кожи, ни на пол. Литовец, белорус, скандинав – не важно. И никогда не нюхаю чьи-то деньги – потому что это не мои деньги", - обозначает базовые принципы мэр.

Евросоюз вам в помощь

Важное отличие Литвы от Беларуси – доступность средств Евросоюза. Фонды у ЕС большие, но тут не все просто – конкуренция за эти деньги очень острая. Для этого нужна сильная команда, политическая поддержка. Для многих объектов Друскининкай средства ЕС удалось получить. "А без них никак – в городе просто нет таких ресурсов. Аквапарк или лыжный комплекс стоили как два годовых бюджета города", - признается Ричардас Малинаускас.
Есть у Друскининкай и совместные проекты с Гродно – по энергосбережению, установке светодиодных светильников, открытию филиалов университетов, не говоря уже о конференциях и визитах школьников. Небольшое расстояние между городами позволяет соединить их велодорожкой. "Но что-то чуть-чуть документы застряли с гродненской стороны", – сетует Малинаускас.
- А то, что в Беларуси вам приходится больше работать с государственным сектором, не мешает?
- Я из тех политиков, которые не интересуются соседской семейной жизнью.
В упрек мэру некоторые ставят дорогую теплоэнергию. История и география отопительного вопроса непростая. В советские времена город отапливали мазутом, которые ехал сюда по железной дороге. "Потом железную дорогу закрыли, и тут начались самые большие проблемы, - рассказывает Малинаускас. – Если бы я тогда знал, что будет через десять лет, можно было бы подумать, стоит ли переходить на газ. Но тогда лучшего варианта не было".
Система газоснабжения Друскининкай автономна от литовских сетей – газ попадает сюда транзитом через Беларусь. Пока газ был дешевым, проблем не было. Сейчас он достается городу дорого – к цене покупки надо прибавить еще стоимость транзита и услуги посредников. Но сегодня появилась альтернатива: город очень активно работает над переходом на биотопливо: строится котельная на 12 МВт, которая закроет около половины потребности в энергоресурсах. "В будущем, наверное, будем полностью переходить на биотопливо и решать вопрос об отключении газа", - прикидывает мэр. При наличии средств (а тут большую помощь оказывает Евросоюз), это может случиться уже через несколько лет.

О политических амбициях и съеденной прибыли

Политические амбиции успешный мэр и президент Ассоциации самоуправлений Литвы Ричардас Малинаускас отрицает, говорит, характер слишком жесткий.
- Экономика города мне дороже, чем моя политическая карьера. Пока мне верят и выбирают в Совет (горожане выбирают 25 членов муниципального совета, которые потом выбирают мэра и его зама), буду работать. А работать во власти не сложнее, чем в бизнесе. Но неблагодарнее. Хотя потом встречаешь на улице людей, которые благодарят тебя, и негатив забывается.
Похоже, действительно благодарят. К нашему удивлению, все попытки вытянуть из местных прохожих жалобы на начальство провалились: даже на маленькую зарплату никто не сетовал. Возможно, благодушному настроению горожан способствовало праздничное настроение, но прохожие хвастались обновленными гостиницами, отмечая заслугу в этом мэра, жаловались на плохую погоду и ностальгировали по работе со старшим Малинаускасом ("лучший председатель колхоза был – самые высокие зарплаты нам платил").
Пока Ричардас Малинаускас трудится в мэрии, семейный бизнес двигают его родители, сестры и их мужья. Грибы сейчас уже не закупают, консервы тоже не делают, сосредоточившись на Грутас Парке и разведении улиток. Собственно, в парк, где собраны со всей Литвы скульптуры советских времен, мы и собираемся как раз после беседы с мэром.

- В те времена было и хорошее, и плохое. Ругать те времена для поднятия рейтинга я не буду.
- Идея парка ваша?
- Отца. Увидел в Вильнюсе снятый памятник Ленину, давай, говорит, поставим тут, чтобы можно было походить-посмотреть. Я говорю: ну кто будет на это смотреть? Столько лет смотрели, надоело! А он загорелся идеей.
Как мы убедились позже, если у Малинаускаса-старшего есть идея, помешать ему не реально, а пока интересуюсь, окупились ли инвестиции в парк.
- Я экономики его не знаю. Но там зоопарк такой, что кушает чуть ли не весь доход от парка, - улыбается мэр. – Но это хобби моей мамы, отца. Есть вещи, которые делаются не ради окупаемости.

Об этих вещах нам и рассказал серьезный литовский миллионер из крестьян, любитель пчел и легенда этих мест Вилюмас Малинаускас. Но это уже другая история..

Ольга Лойко
Www. news.tut.by




Рубрики: Литва Друскининкай Малинаускас

« Путешествуем по Литве  | В начало |  В Бирштонасе появилась новая точка притяжения »


 
     
  
Поиск по сайту
 
 
Сообщения форума

18.12.17 Противотуманные фары (0)
От: smile1996
Можно ли выехать в Литву на машине если не горит задняя противотуманная фара??или на автомобиле на котором вообще нет противотуманных фар?

18.12.17 гражданство (9)
От: donald
Всем привет! Вот был занят, не до интернета было. А вопрос решается очень просто: 1. Если гражданство восстановлено приказом министра, то паспорт можно и не получать. 2. Если гражданство восстановлено/возвращено/выдано декретом Президента, то...

13.12.17 Получить Литовское гражданство (999)
От: lukas
evgen:kulik: уже разобрались, спасибо за отклик!

07.12.17 Продажа фирмы в Литве (1)
контакт плиз intimetrans@yahoo.com

03.12.17 Экотуризм (5)
От: advokats
alemv:Интересуют интернет ресурсы, где можно увидеть предложения по летнему отдыху на фермах/хуторах. Программа - сбор грибов, рыбалка, банька, прогулки по озеру и т.д. Заранее благодарен. Посмотрите страницы Информационных центров по...

От: advokats
alisa1972:Доброе время суток! Нужен совет кто уже прошёл путь переселения из Рф в Литву..конкретно в Вильнюс..мы пока пара ( он вернул 15 лет назад гражданство Литвы ,я лицо литовского происхождения и занимаюсь сейчас подачей документов на пмж) в...


От: zrim
edgrig:zrim, до 16 лет ребенок может ползоваться услугами авиакомпании только в сопровождении взрослых. Это родители, или лица по отариальному заявлению от обоих родителей. Также возможен перелет ребенка до 16 лет под опекой авиакомпании. Услуга...

20.10.17 Куплю авто в Литве (0)
Хочу купить авто в Литве , интересует сотрудничество с фирмой или частным лицом по регистрации авто на Вас. ( резидента ЕС) .Оплата достойная ( договорная ) Пишите m-transport@ukr.net

От: donald
sibir:Люди, не ведитесь на эту бредятину!!! В департаменте миграции на вас и на ваши документы какать хотели! Их "консультации" будут сведены к одному: послать вас куда подальше, и отбить у вас всякое желание восстанавливаться в...
 

        Вход на форум             

Не зарегистрирован


Вход
Забыли пароль?
Регистрация
 
 
 
Gintaras - янтарь
 
 
 
 
 
 

Проект " О Литве": Мы хотим представить максимально подробную информацию о Литве. 

Будем очень признательны вам за любые комментарии, пожелания и интересную информацию.


Литва:   Государство · Законодательство · Экономика · ТУРИЗМ и ОТДЫХ  · ГОРОДА ЛИТВЫ · СТАТЬИ о ЛИТВЕ · Фото и видео · Карта Литвы  
Карта сайтаСсылкиОбратная связьДРУЗЬЯ и ПАРТНЕРЫ

как получить визу в литву как доехать до литвы лучшие курорты литвы законы литвы дома и квартиры ;в литве санатории литвы продажа земли в литве туры в литву лечение в литве 
 © оЛИТВЕ.ру Все права защищены и охраняются законом. При использовании материалов ссылка на oLITVE.ru обязательна (в интернете - гиперссылка).
     
Rambler's Top100  По вопросам рекламы, спонсорства и другим вопросам по проекту обращаться по inform@olitve.ru
Работает на: Amiro CMS