|
История литовского театра насчитывает свыше четырех столетий: первые представления с участием иноземных актеров состоялись во второй половине XVI века в залах виленского Нижнего замка. В 1570 году в Вильнюсе в иезуитской коллегии (преобразованной позже в университет) открылся школьный театр, где ставились пьесы на латинском языке. В XVIII веке в театрах литовских вельмож выступали драматические, оперные и балетные труппы. В 1785 году в Вильнюсе и Клайпеде начали действовать городские театры. Во второй половине XIX столетия в Литве, где усиливалось сопротивление царской политике национального угнетения, родилось уникальное явление — тайные литовские вечера, или подпольный театр, В Литве это мощное театрально-культурное движение сосредоточилось в деревне, которая в то время была наиболее защищенной от преследований царских жандармов зоной. Именно литовская деревня в то время сохраняла язык, обычаи, фольклор, оживляла литовское слово. Тайные литовские вечера чаще всего проходили в больших ригах, сараях или просторных деревенских избах. Это было объединение любителей для подготовки небольшой программы, куда обычно входили декламации, песни, танцы и игры с каким-нибудь несложным одноактным представлением. Инициаторами вечеров становилась просвещенная часть общества: ксендзы, учителя, врачи, адвокаты, обучающиеся в Москве или Санкт-Петербурге литовские студенты. Исполнителями были деревенские жители, без профессиональной подготовки, без сколько-нибудь значительного художественного опыта. Видный литовский историк театра Балис Сруога назвал этот симбиоз «фузией университета и черноземья». Тайные литовские вечера, известные приблизительно с 1885 года, необычайно быстро распространились по всей территории Литвы (несмотря на то, что царской властью они были строго запрещены и преследовались) и стали национальным событием большого значения, поскольку именно на этих представлениях впервые в песне или постановке громко зазвучало литовское слово, После 1904 года, когда царской власти пришлось отменить запрет на литовскую печать и публичный литовский язык, на смену тайным литовским вечерам пришло другое значительное театральное движение — культурные общества, возникшие в крупнейших городах и небольших городках Литвы. При обществах действовали любительские хоры, танцевальные коллективы, драматические кружки, которые, по сути дела, объединяли вокруг себя нарождающуюся литовскую интеллигенцию, формировали ее национальное самосознание. В 1905 — 1910 годах в Литве состоялось 677 любительских театральных представлений на литовском языке. В театре обществ родилась целая плеяда первых литовских драматургов, режиссеров, талантливых артистов. Восстановление государственности независимой Литвы в 1918 году стало мощным стимулом для развития национальной культуры. Инициативу взяло в свои руки Литовское общество творцов искусства, обосновавшееся в Каунасе, временной столице Литвы. Оно стало открывать первые культурные учреждения — Художественную школу, консерваторию, театр. В то время в Каунас уже вернулась группа актеров, работавших в театрах России, после учебы за границей прибыли литовские театралы, будущие первые режиссеры — Юозас Вайчкус (1885 — 1935), Кастантас Глинскис (1886 — 1938), Антанас Суткус (1892 — 1968), Александрас Виткаускас (1887 — 1943), Андрюс Олека-Жилинскас (1893 — 1948), позже Борисас Даугуветис (1885 — 1949), которым пришлось быть и творцами, и исполнителями в первом профессиональном литовском театре в Каунасе. 19 декабря 1920 года состоялась историческая премьера — «День Ивана Купалы» (Jonines'') Германа Зудермана (Hermann Sudermann). В 1922 году театр стал Государственным театром с оперной, драматической и балетной труппами. Оперной частью руководил знаменитый литовский тенор Кипрас Петраускас (1885 — 1968), оставивший ради родного театра прославленный Мариинский театр в Санкт-Петербурге. В течение первого десятилетия премьера следовала за премьерой. За сезон зрители могли увидеть целых тринадцать новых спектаклей. Когда в 1929 году Государственным театром стал руководить ученик К. С. Станиславского, закончивший Первую студию при Московском художественном театре Андрюс Олека-Жилинскас (бывший артист знаменитого Второго Московского художественного театра, один из наиболее выдающихся литовских режиссеров межвоенного времени), он с окрепшей, профессионально закаленной труппой достиг поразительных результатов, осуществив свои великие режиссерские постановки — «Шарунас» Винцаса Креве, «Колокола» Чарльза Диккенса, «В тени исполина» Балиса Сруоги. Во втором десятилетии существования Государственного театра литовская драма достигла высокого уровня режиссуры и сценического искусства, характерного для известных театров Западной и Восточной Европы. С 1885 по 1940 год литовский театр в ускоренном темпе проходит этапы, которые театры Западной и Восточной Европы преодолевали в течение столетий. Немалое значение для литовского театра имело общение с гениальным русским театральным артистом, педагогом и режиссером, также учеником К. Станиславского, Михаилом Чеховым, который несколько сезонов работал в Государственном театре. В 1929 году литовский театр соприкасается с живительной системой К. Станиславского, испытывает ее воздействие, вводя под этим влиянием много нового в режиссуру, педагогику, сценическое искусство, В 1940 году завершилось сложное и очень продуктивное двадцатилетие национального театра, сформировавшее младшее режиссерское поколение — Ромуалдаса Юкнявичюса (1906 — 1963) и Альгирдаса Якшявичюса (1908 — 1941) — двух талантливых учеников А. Олеки-Жилинскаса, воспитавшее немалый отряд талантливых сценических артистов — Ону Римайте, Пятраса Кубертавичюса, Ону Курмите, Генрикаса Качинскаса, Юргиса Петраускаса, Виктораса Динейку и других, воплотившее драматургию Пятраса Вайчюнаса, Балиса Сруоги, Винцаса Креве, Казиса Бинкиса, Винцаса Миколайтиса-Путинаса, Майрониса, сформировавшее традиции литовского театра — поэтический сценический реализм, глубокий психологизм, стремление к сценической правде. Период 1945 — 1990 годов стал нелегким временем для литовского национального театра. Режиссеров изгоняли из театров, высылали, они подвергались репрессиям (Ромуалдас Юкнявичюс, Юозас Мильтинис, Йонас Юрашас). Театр должен был пройти через теорию «бесконфликтности», через периоды идеологического «похолодания» и «оттепели», должен был отдать дань советской драматургии, составлявшей чуть ли не половину всего репертуара. И снова необходимо отметить особую заслугу литовского театра во времена господства советской идеологии. Уже с 1970 года стало выявляться художественное сопротивление литовской сцены советской системе. На сцене возрождается история Литвы. Поэт Юстинас Марцинкявичюс создает свою знаменитую историческую трилогию — «Миндаугас», «Собор», «Мажвидас», которая укрепляла национальный дух, пробуждала национальные чувства. Спектакли режиссеров Генрикаса Ванцявичюса (род. 1924), Йонаса Юрашаса (род. 1940), Повиласа Гайдиса (род. 1937), Витаутаса Чибираса (род. 1935) — общественно острые, смелые — все решительнее бросали вызов советской идеологии. Театр в это время обогнал все другие виды искусства своим эзоповым языком, правдивым словом, пробуждавшим сознание. В этот период известный литовский театральный режиссер Юозас Мильтинис (1907 — 1994), ученик знаменитого французского реформатора Шарля Дюллена, ставит свои нашумевшие спектакли: «Макбет» Уильяма Шекспира, «Смерть коммивояжера» Артура Миллера, «Там, за дверью» Вольфганга Борхерта, «Пляска смерти» Августа Стринберга, «Физики» Фридриха Дюрренматта. Эти философские, интеллектуальные работы прославили литовский театр. Учеником режиссера вильнюсского Молодежного театра Дали Тамулявичуте (1940 — 2006) является Эймунтас Некрошюс (род. 1952), который создал здесь свои знаменитые спектакли: «Квадрат» по В. Елисеевой (1980), «Пиросмани, Пиросмани» В. Коростылева (1981), «И дольше века длится день» Ч, Айтматова (1983), «Дядя Ваня» А. П. Чехова (1986), рок-оперу К. Антанелиса и С. Гяды «Любовь и смерть в Вероне» (1982, 1996) по У. Шекспиру, «Нос» Н. В. Гоголя (1991). Здесь родились шекспировские «Гамлет» и «Макбет» (1997)— спектакли, с которыми Э. Некрошюс объездил многие страны мира и за которые он был удостоен самых высоких наград на престижных всемирных театральных фестивалях. С 1998 года Э. Некрошюс продолжает режиссерские искания в созданном им театре «Мяно фортас» («Форт искусства»), в 2000 году принятом в Союз театров Европы. Здесь, в частности, он поставил спектакли «Времена года» по Кристионасу Донелайтису (2003), «Вишневый сад» А. П. Чехова (2003), «Песнь песней» по мотивам Ветхого завета (2004). Возглавляемый Эймунтасом Некрошюсом театр является постоянным участником международного театрального фестиваля «Балтийский дом», ежегодно проходящего на сцене одноименного петербургского театра. Литературные произведения служат режиссеру лишь импульсом для создания сценического действа, его постановки отличает мифологизм художественного мышления; мир воспринимается как загадка, заданная человеку. Э. Некрошюс по праву принадлежит не только литовской, но и мировой сцене, восхищая зрителей и театроведов своим выдающимся режиссерским талантом. Во главе литовских драматических театров стоят известные режиссеры. Сегодня успешно работает Римас Туминас (род. 1952), создатель вильнюсского Малого театра. Его спектакли «Вишневый сад» А. П. Чехова, «Улыбнись нам, Господи» Григория Кановича, «Маскарад» М. Ю. Лермонтова снискали режиссеру признание не только на родине, но и за рубежом. Значительные постановки осуществили Йонас Вайткус (род. 1944), Гитис Падегимас (род. 1952), Гинтарас Варнас (род. 1961). Режиссер Оскарас Коршуновас (род. 1969) — один из самых известных молодых режиссеров Европы — в 1999 году создал свой независимый Театр Оскараса Коршуноваса (ТОК), где классику ставят как современную драматургию, а драматургию — как классику. Оскарас Коршуновас, прославившийся своими смелыми экспериментами, не боится воплощать на сцене произведения самых разных авторов: Даниила Хармса, Михаила Булгакова, Софокла: («Там быть здесь», 1992; «Мастер и Маргарита», 2000; «Царь Эдип», 2002). В репертуаре Театра Оскараса Коршуноваса значатся и новейшие произведения современных литовских драматургов: пьеса «Малыш» Марюса Ивашкявичюса (2002; в постановке автора) рассказывает о двух семьях, литовской и русской, которые переплела и перепутала история (действие происходит в Литве и Сибири, а диалоги героев двуязычны); «Одиночество для двоих» Сигитаса Парульскиса (2003). В настоящее время в Литве действуют государственные, муниципальные, частные (независимые) и любительские театры. В стране насчитывается 13 государственных театров: 8 драматических, 2 кукольных, 3 музыкальных и 10 негосударственных театров и театральных структур. Актеров и режиссеров готовит Литовская академия музыки и театра.
|
|