|
КУЛЬТУРНЫЕ МОТИВЫ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЛИТВЫ В ПОЭЗИИ К. БАЛЬМОНТА.
Тема Литвы, образы её мифологии и фольклора находят своё особое воплощение в творчестве русского поэта-символиста Константина Бальмонта. Главные цели данной статьи: 1) объяснение причин, лежащих в основе воплощения литовской темы в творчестве Бальмонта; 2) рассмотрение главных культурных мотивов и исторических образов Литвы, реализованных в его поэзии (изучение не в узко-прикладном, текстуальном смысле, а в - культурологическом и социально- историческом планах). Можно упомянуть несколько существенных причин, которые, побудили поэта обратиться к этой теме. Это общение с теми людьми, которые находились в центре литовской эстетической сферы и литературного творчества - Людасом Гирой, Винцасом Креве, Балисом Сруогой, Антанасом Венуолисом и, разумеется, Юргисом Балтрушайтисом. Кроме того, предположения о литовских корнях своего рода. Но эта мотивация появилась позже, потому, полагаем, что главная причина скрывалась в творческих принципах, эстетических установках, личных вкусовых предпочтениях, сформированных априорным знанием, представлением о культуре и истории Литвы. Можно выделить два периода, в течение которых Бальмонт уделял большое внимание теме Литвы в своём творчестве. Первый (1899-1909 годы) - когда были написаны стихотворения на мотивы литовских народных песен. И второй (1928 - 1931) - когда были написаны несколько сборников стихотворений, в которых ярко, рельефно было воплощено представление Бальмонта о самых знаковых, интересных образах литовской мифологии, фольклора в целом, передано его ощущение существенных особенностей народного миросознания. В основном это отражено в сборнике Северное сияние. Стихи о Литве и Руси. Кроме того, можно упомянуть и о таких сборниках, как Огненная птица и Птицы в воздухе, где присутствуют мотивы литовских народных песен. Закономерно возникает тема диалога культур и вопрос о том, что привело Бальмонта к оригинальному, собственному переосмыслению этих мотивов, какие магистральные творческие интенции присутствовали в атмосфере культуры рубежа XIX - XX веков. Желание, стремление обратиться к Иному вызвано не общеизвестным пристрастием Бальмонта к путешествиям, к движению, что помогало ему воплощать своё понимание другой - чужой, но не чуждой культуры. Это, прежде всего, вызвано поиском того, что можно обозначить, как истинное, первозданное, а не только древнее и экзотическое, необычное. Общее психологическое, моральное ощущение времени рубежа XIX - XX веков (то, что Достоевский ещё задолго до его наступления определил фаталистически- мрачно: всё подорвано, а Василий Розанов выразился: жизнь иссякает в своих источниках) требовало иного подхода к действительности. Позитивизм, рационализм, прагматизм европейской цивилизации, так долго покоившийся на двух сводах (христианстве как всеобщей религии, как образа духовного восприятия мира - источнике творческих порывов и направлений в искусстве; с административной, официальной стороны - понятия римского Закона и Порядка, организующего бытие людей непосредственно, ежедневно) - этот реалистичный, обоснованный подход к действительности перестал удовлетворять в эстетическом плане и в смысле содержания тоже лишился прочности и универсализма. Прежде всего, это привело к тому, что можно назвать в двух словах - кризис веры, причём, в самом широком смысле этого понятия. Обращение Бальмонта к форме и содержанию образов литовской мифологии как части национальной культуры носит характер не только эстетической установки, но и стремления познать, воспринять Настоящее в виде древних, ар- хетипических образов. Насмешливые отзывы современников, что он постоянно рядился в одежды индийские, персидские и многие другие, делая это для того, чтобы привлечь внимание к своему творчеству, не всегда обоснованы. С одной стороны, идеалистический, романтизированный образ Литвы Бальмонт воспринимал из творчества Мицкевича, Словацкого, Крашевского; с исторической точки зрения этот образ поддерживался знанием, информацией о нюансах взаимоотношений России и Литвы (от Средних Веков до начала XX века). А с другой - было много впечатлений от общения со своими литовскими друзьями. Обосновывая свой интерес к фольклору Литвы, Бальмонт писал: Духовность литовских песен более религиозна, торжественна, благородна. Литовский фольклор обладает некоторым отблеском, признаком античности. Как всем проявлениям первичного искусства, уму свойственна простота и утончённость [цит по: Vidugirytė 2005:71]. И это влечение Бальмонта к древним, исходным темам и отзвукам не является какой-то эстетической позой, вычурным орнаментом его творчества. Оно обусловлено теми тектоническими сдвигами, которые происходили в сознании творческих людей рубежа эпох - идеализм и позитивизм как философские направления показали свою недостаточность: известный нравственный императив Канта становился величиной весьма относительной, надо было выйти за пределы существующего, поэтому был так популярен Ницше с утверждением: Человек есть нечто, что должно превзойти [Ницше 1997:189]. Отсюда, стремление одних к причудливым культам.увлечение спиритизмом.у других - к исследованию потенциала, заложенного в древних культурах, религиях Востока, мечта о воссоздании мифа. Бальмонт обращается не только к далёким странам, их традициям и своеобразию жизненного уклада, он смотрит на то, что рядом. И это воплощено, поначалу, в довольно интимной форме эпистолярного жанра. В одном из писем Людасу Гире он излагает свою мысль таким образом: Мой предок... из той части Литвы, где, кажется, Вечный Огонь почитали больше всего. Вот почему я написал свой Гимн огню - свою любимую поэму [цит по: Valionis 2006:2 ]. Личный, частный интерес, как импульс к познанию культуры является важным, и этот образ (Вечного Огня) органично вписывается в творчество Бальмонта, посвященное теме Литвы. В поэзии Бальмонта присутствуют такие мифологические персонажи, как бог грозы Перкунас (на Руси, соответственно, Перун), Один, что ближе уже к скандинавскому эпосу. Если определять специфику других образов, то ворон - это не мрачная, инфернальная птица, а предвестник, медиатор, объединяющий архетипы Неба и Земли (что характерно для фольклора, впрочем, не только литовского). Доходит даже до того, что в одном из своих стихотворений Бальмонт называет своего литовского приятеля Балиса Сруогу вещим вороном. Нельзя согласиться с субъективными воззрениями некоторых исследователей на Бальмонта как на человека, который в поздний период творчества занимался перепеванием старых мотивов и бесконечной стилизацией, играл словами, не заботясь об их содержании. На самом деле, увлечение фольклором, особенно народными песнями, обладающими самобытным внутренним ритмом, много дало Бальмонту в создании того, что называется музыкой слова. И с этим ритмом должно согласовываться другое - небанальное, необычное слово как обозначение вечных понятий. Американская исследовательница русского символизма А. Пайман писала о Бальмонте: Он догадался, что слова, произнесённые в первый раз, живут, произнесённые во второйраз - существуют и, наконец, произнесённые в третий раз - всего лишь наличествуют [Пайман 2000:11]. А для поиска и обнаружения нового слова необходимо движение, прежде всего внутреннее. Например, изучение иного языка. Этот факт имеет значение в свете того, что Бальмонт считался самым космополитичным среди русских символистов, он являлся полиглотом. И литовский язык тоже вниманием не обошёл. Причём, как человек творческий воспринимал его не только как лингвистическую данность, а как средоточие национальных традиций, обычаев, воплощение мировоззрения, реализованного, в частности в мотивах песен, мифологических образах, сказках. Отвлечённая философская ницшеанская идея Сверхчеловека, столь популярная в то время, пытается найти у Бальмонта своё воплощение в рамках древних мифологических образов. В процессе изучения литовского фольклора и его творческого переосмысления Бальмонт столкнулся с проблемой, которая в определённом виде наличествует и сейчас - большой мифологический массив изучен недостаточно полно. Можно говорить об изобилии источников, исторических свидетельств о богопочитании, этнографических данных, описании дохристианских воззрений и верований, но это в целом порождает много противоречий, фантазий, домыслов. Тем не менее, во многих стихотворениях Бальмонта можно увидеть то, что для него является знаковыми элементами первичного, языческого мировосприятия: змеи, огонь, солнце, железный молот. А также - воплощение сил природы, образы небесных светил, духи предков. И это вполне согласуется с официальной, научной классификацией того, что можно было встретить в литовских мифах. Образы, мотивы, которые являлись значимыми, основополагающими в литовских мифах можно расположить в следующем порядке: 1. Почитание Перкунаса, бога-громовержца. 2. Песенная литература (особенно траурные и прощальные песни). 3. Поклонение Земле. 4. Культ домовых и Огня. 5. Души умерших на млечном пути - пути Птиц (возможно, именно этот мотив наиболее чётко реализован в сборниках стихов Бальмонта - Огненная птица и Птицы в воздухе, созданных на основе литовских народных песен). 6. Почитание леса и деревьев в Святых рощах. 7. Культ лайм - богинь плодородия и домашнего счастья. 8. Обычай поминальных обрядов в честь умерших. Большинство из вышеперечисленного в прямой или опосредованной форме (в виде сравнений, метафор, уподоблений) встречается в стихотворениях Бальмонта, посвященных Литве. И чувство безграничности, безбрежности пространства, столь характерное для творчества раннего и зрелого Бальмонта, получает свою локализацию в древних, исконных, мифологических, языческих образах. В. Брюсов отмечал, что в Бальмонте бессознательная жизнь преобладала над сознательной, отсюда и охотное прославление стихий. У него можно заметить и определённый импрессионизм как манеру воссоздания действительности. Один из литовских друзей Бальмонта, поэт Балтрушайтис, в своей статье Внутренний путь Бальмонта выразился так: Между поэтической силой поэта и его душой такая же зависимость, какмежду зерном и почвой. Он- и жрец, и жертва; источник искусства и посредник, поэтому ценность его произведений, их право на жизнь зависит от полноты и величия вечных человеческих черт в его творчестве. И - как поэзия связана с мифами и пророчествами, так и человек, раскрываемый в ней зависимый от времени и обстоятельств, хочет обладать вечными чертами, [цит по: Vidugirytė 2005:37]. В восприятии культурных акцентов литовской мифологии, истории, действительности у Бальмонта чётко действовал основной принцип символизма - это не только искусство, но и способ объяснения мира. Например, камень в священной, заповедной роще может свидетельствовать о святыне, которая здесь была или предвидится, что она будет воздвигнута. Основные выводы: 1. причины интереса к литовской теме у Бальмонта были разнообразны - и потенциально-биографическая (предки из Литвы), и частная (дружеская переписка и общение с литовскими литераторами, переводчиками, деятелями искусства). Но, главная причина носила характер эстетической установки - через исследование фольклора установление связей между художественными сферами России и Литвы, создание феномена диалога культур. 2. Собственное творческое переосмысление главных мифологических мотивов и культурных образов создало серьёзные предпосылки для создания новой, нетипичной картины древнего мира, его настоящих, исходных, ар- хетипических образов - естественных и в то же время глубоких по своему содержанию.
ЛИТЕРАТУРА Ницше, Фридрих. Так говорил Заратустра. - Минск, 1997. Пайман, Аврил. История русского символизма. - Москва., 2000. Valionis, Arvydas. К. Balmonto sugrįžimas? Metai 2006 8-9 / www.tekstai.lt. Vidugirytė, Inga. Balmonto Lietuva. - Vilnius, 2005.
Олег Перов Вильнюсский Университет, Каунасский гуманитарный факультет,Литва |
|