Вы захотите рассказать друзьям... 
   

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ЛИТВУ  /  КУЛЬТУРА ЛИТВЫ  /  Изобразительное искусство

 
 

Становление и развитие

Древнейшие произведения искусства, найденные на территории Литвы, датируются III тысячелетием до н. э. Это изделия из кости, рога, дерева, украшенные орнаментом и различными пластическими знаками, янтарные, деревянные и костяные фигурки-амулеты, оружие, украшения и т. п.

Археологические находки свидетельствуют о том, что в Х веке литовцы умели изготовлять на гончарном круге керамику, делали искусно украшенное оружие, заботились о своей внешности — в одеянии широко использовали отделанные металлом головные уборы, пояса, броши и т. п. С XIII века на украшении изделий прикладного искусства стали сказываться приходившие из Западной Европы модные веяния. Сохранившиеся книжные миниатюры первой половины XIV века свидетельствуют о влиянии византийского искусства. После принятия христианства искусство Великого княжества Литовского развивается в тесной связи с церковным искусством. Произведения изобразительного искусства чаще всего создавали приглашавшиеся из Западной Европы (через Польшу) в поместья литовских правителей и вельмож художники или неизвестные местные мастера.

В изобразительном искусстве, яркие образцы которого известны с XV века, наряду с произведениями религиозной тематики — украшенными цветными миниатюрами переписанными латинскими и славянскими книгами, фрагментами фресок и деревянными скульптурами святых, а также рельефами, сохранившимися в подземельях Вильнюсского кафедрального собора, в островном замке в Тракай и в Вильнюсском костеле Бернардинцев, — важное место занимают портреты церковных иерархов и вельмож. В Вильнюсе, в открытой во дворце вельмож Ходкевичей картинной галерее можно проследил историю литовского изобразительного искусства от сохранившихся ранних образцов до конца XIX века.

Значительная часть художественного наследия Литвы сконцентрирована в многочисленных костелах страны. Вильнюс недаром считается городом барокко — архитектура и иное искусство этого стиля оказали очень сильное влияние на культуру Литвы и приобрели здесь самобытные черты национального искусства. Интерес к литовскому барокко заметно повысился с тех пор, как Литва включилась (1996 году) в разработанную Советом Европы международную программу «Путь барокко».

Художественным символом скульптуры эпохи барокко стал интерьер костела Св. Петра и Павла, созданный итальянскими скульпторами Петро Перти и Джованни Галли при помощи местных мастеров.

Наследие барочного декоративно-прикладного искусства особенно богато, поскольку в церковных обрядах очень важную роль играли пышное литургическое одеяние, тематические гобелены, резные изделия из дерева, ритуальные предметы из золота и серебра (в 1998 году общественность Литвы впервые узнала о золотых сокровищах сакрального искусства, долгие годы скрываемых в подземельях Вильнюсского кафедрального собора).

Начало литовского профессионального искусства связано с 1793 годом, когда в Вильнюсском университете была учреждена кафедра архитектуры, руководителем которой стал Лауринас Стуока-Гуцавичюс (1753 — 1798) — родоначальник архитектуры литовского классицизма. Первым профессором кафедры рисования и живописи, основанной в 1797 году, был Пранцишкус Смуглявичюс (1745 — 1807), учившийся в Варшаве и в Художественной академии Св. Луки в Риме. Усилиями П. Смуглявичюса Вильнюсская школа искусств стала одним из крупнейших очагов искусства в Литве и Польше. Позднее на кафедре живописи в должности профессора состоял известный портретист Йонас Рустемас (1762 — 1835). В начале Х1Х века творчество и педагогическая деятельность И. Рустемаса оказали огромное влияние на дальнейшее развитие литовской живописи.

В начале ХХ века перед литовскими художниками встала задача: сформировать новое, связанное с культурными потребностями страны, искусство, которое носило бы национальный характер. Созданное в 1907 году Литовской художественное общество к 1914 году провело уже несколько выставок народного творчества и профессионального искусства. В начале 1907 года в Вильнюсе прошла первая выставка литовского изобразительного искусства. На ней намеренно были представлены и образцы народного, а не только профессионального, творчества. На других выставках начала ХХ века такое совместное экспонирование профессионального и самодеятельного народного искусства стало традицией и имело программное значение.

М. К. Чюрлёнис

Особое явление литовского искусства начала ХХ века представляет творчество Микалоюса Константиноса Чюрлёниса (1875 — 1911). Его самобытность не имеет аналогов в искусстве Литвы, однако творчество М. К. Чюрлёниса не обособлено от новых направлений в искусстве того времени. Творческое наследие М. К. Чюрлёниса своеобразно соединило черты характерных для того времени течений — символизма, романтизма и модерна. Гениальный художник и композитор учился в Варшаве, Лейпциге, участвовал в организации Литовского художественного общества, руководил хорами, выступал с концертами как пианист, писал по вопросам искусства и музыки. Для раннего творчества М. К. Чюрлёниса характерны космогоническая, религиозная, историософическая, психологическая и символическая тематика, музыкальные аллюзии. Особенно наглядна связь искусства этого художника с символизмом и модернизмом. Во многих ранних произведениях М. К. Чюрлёнис изображает фантастические или метафорически интерпретированные мотивы пейзажа. Почти все ранние картины художника выполнены в пастельной технике. Художник особенно любил создавать циклы, которые компоновал, словно музыкальные произведения (например, сонаты, прелюды, фуги). Наиболее значимым периодом в творчестве М. К. Чюрлёниса стали 1907 — 1909 годы. Именно в этот период художник, сменивший пастель на темперу, создал свои самые выдающиеся картины. В его произведениях этого времени проявляется разнообразие тематики и художественных образов, отражается интерес художника к тайнам природы и космоса, проблемам человеческого бытия («Rех», «Гимн», «Жертва», циклы «Зима», «Весна», «Лето», «Знаки Зодиака» и др.). Творчество М. К. Чюрлёниса — выдающийся феномен мирового искусства начала ХХ века, не утративший связи с национальной традицией лирического и романтического искусства.

Искусство межвоенного времени

Двадцатилетие независимого литовского государства было весьма неоднородным с точки зрения художественных движений и стилистических направлений. В 1920 году в Каунасе было основано Общество творцов литовского искусства. Учрежденные им в 1922 году курсы рисования стали позднее базой для создания Каунасской школы искусств. Другое важное событие в художественной жизни связано с 1925 годом, когда в Каунасе была открыта Художественная галерея Чюрлёниса. Здесь не только хранились произведения М. К. Чюрлёниса, но и скапливалось наследие профессионального искусства, народное художественное творчество. В третьем десятилетии ХХ века сформировалось молодое поколение художников, протестовавших против засилья реализма, академизма, натурализма и салонного искусства, пропагандируемых предшествующим поколением. Многие художники этого нового поколения, стремившиеся обогатить провинциальное литовское искусство новыми, свежими идеями, были воспитанниками Каунасской школы искусств, а позже продолжили учебу в Западной Европе у таких известных мастеров, как Эмиль Антуан Бурдель, Шарль Деспьо, Фернан Леже и других. К этому поколению принадлежат художники, сплотившиеся в Товарищество независимых художников (1930), и члены группы "Аrs" (1932).

В скульптуре этого периода наряду с преобладавшими традициями реализма (Юозас Зикарас, Винцас Грибас) появились и новые тенденции. Юозас Микенас (1901 — 1964), Бронюс Пундзюс (1907 — 1959), Робертас Антинис (1898 — 1981), Пятрас Александравичюс (190б — 1997) от своих учителей, у которых стажировались в Париже, переняли представление об обобщенной, монументальной форме. В народном искусстве того времени профессиональная скульптура почерпнула мощные пластические и идейные стимулы. Экспрессионистскими тенденциями ХХ века руководствовались немногие скульпторы. Одним из ярких представителей этого направления является Матас Менчинскас (1896 — 1942). В отличие от других литовских художников, отправлявшихся совершенствоваться в Париж, он учился в Мадриде, а позже — в Буэнос-Айресе.

В 1940 — 1941 годах литовское искусство понесло большие утраты. В конце Второй мировой войны Литву покинула значительная часть интеллигенции, в том числе целая плеяда выдающихся художников.

Этап современного искусства

В послевоенное время центр культурной жизни переместился из Каунаса в Вильнюс, где возобновила свою деятельность Вильнюсская художественная академия. В 1944 году в Вильнюс перебрался и Союз художников. Лишившееся за время войны многих выдающихся художников, литовское искусство постепенно привыкало к новым реалиям. Живопись стала камерной, преобладали жанры пейзажа, натюрморта и портрета. Развитию скульптуры во время войны и в первые послевоенные годы препятствовали тяжелые материальные условия. Единственная значительная работа этого времени (1943)— высеченный на огромном валуне Пунтукас барельеф Бронюса Пундзюса, увековечивший подвиг летчиков Дарюca и Гиренаса.

В 1956 году начался этап современного литовского искусства. Во времена политической оттепели было заново оценено национально-художественное наследие, продолжаемые и развиваемые разными поколениями художников традиции, однако из истории литовского искусства необоснованно были изъяты выдающиеся художники (М. К. Чюрленис, группа "Аrs", Антанас Самуолис, Марце Катилюте, Матас Менчинскас, Владас Эйдукявичюс). На развитие искусства наряду со старшим поколением (Пятрас Александравичюс, Антанас

Гудайтис, Витаутас Юркунас, Юозас Кедайнис, Антанас Кучас, Ионас Кузминскис, Юозас Микенас, Людвигас Стролис, Стасис Ушинскас) заметное влияние стало оказывать молодое поколение (Аугустинас Савицкас, Сильвестрас Джяукштас, Винцентас Гячас, Ионас Шважас, Владас Каратаюс, Алоизас Стасюлявичюс, Альгирдас Степонавичюс, Бирутс Жилите, Витаутас Валюс, София Вейверите, Казис Моркунас, Альгимантас Стошкус, Алфонсас Амбразюнас, Гедиминас Йокубонис и др.). В 60 — 80-е годы двадцатого века это поколение стало формировать новое литовское искусство. В живописи все более заметной становилась ориентация на монументальный и обобщенный образ, экспрессивную форму, выразительный колорит. Вместе с этим поколением, однако очень индивидуально, в самобытном творчестве реализовал себя Винцас Кисараускас (1931 — 1988), не присоединившийся к официальной линии.

В графике 50 — 60-х годов сформировалось особое интерпретирование традиций народного искусства, основанное на метафоричности, декоративности, лаконичных выразительных средствах. Работы литовских графиков высоко оцениваются на мировых форумах книжного искусства (Альгирдас Степонавичюс и Бируте Жилите в Братиславе были удостоены почетной награды «Золотое яблоко»). Появились и новые имена — Витаутас Калинаускас, Римтаутас Гибавичюс, Стасис Красаускас и др.

В скульптуре доминировала мемориальная пластика (Бронюс Вишняускас, Гедиминас Йокубонис, Константинас Богданас), которая развивалась в соответствии с государственными заказами. Младшее поколение выбрало камерную скульптуру, творчески интерпретируя традиции старой литовской скульптуры, своеобразно трансформируя формы, сочетающие конструктивизм с декоративностью. После восстановления независимого литовского государства начали говорить и о тихом модернизме, неофициальном искусстве, которое существовало наряду с постоянно склоняемыми достижениями «литовского советского искусства». Вышедшая в 1997 году книга Элоны Лубите «Тихий модернизм. 1962 — 1982» повествовала о том, как творческий дух нашел способы балансирования между официозным искусством и индивидуальным свободным творчеством. В условиях «тихого модернизма» творческие личности стремились сохранить национальную идентичность.

Пришедшее в литовское искусство в 70-е годы качественно новое поколение творцов сознательно начинает дегероизировать возвышаемый до того персонаж фигурной картины, стремится к раскрытию будней «маленького человека», показу непарадной стороны жизни.

Несколько в стороне от общей магистрали развития литовской живописи стоит оригинальное творчество Шарунаса Сауки (род. 1958). Оно было удостоено первой в независимой Литве Национальной премии. Живопись Ш. Сауки воздействует на зрителя прежде всего мистерическими представлениями, глубокими метафорами, фантасмагориями. Феномен творчества Ш. Сауки отмечен диалектикой красоты и уродства, духовности и деградации.

В графике выдающейся фигурой последних десятилетий является Пятрас Репшис (род. 1940). Его фреска в Вильнюсском университета стала символом культуры балтов, охватывающим её мифологические, исторические и современные слои. Лучшими своими медалями П. Репшис становится вровень с классикой европейского медальерного искусства. Его офорты, своеобразная точка отсчета в литовской графике, были отмечены Национальной премией.

Последнее десятилетие XX века в литовском искусстве прошло под знаком стремительной смены художественных критериев и пластических форм выражения. За десятилетие независимости коренным образом изменилась деятельность художественных учреждений и организаций. Наряду с официальными, содержащимися за государственный счет выставочными залами появилось много частных галерей. В них демонстрируют свои произведения художники среднего поколения, в настоящее время наиболее активно занимающиеся творчеством. В 1992 году, после создания Вильнюсского центра современного искусства, а несколько позже — Центра современного искусства Сороса, все громче начинает заявлять о себе «новое искусство».

В Литву постепенно начинает возвращаться искусство эмиграции и ее наследие. Начало этому процессу положил Викторас Визгирда (l904 — 1993), подаривший Литве в 1977 году свои работы. Эмигрантское искусство возвращается в свою родную среду по-разному — памятниками (памятник князю Гедиминасу Витаутаса Кашубы в Вильнюсе), выставками, коллекциями, передаваемыми в дар Литовскому художественному музею (во дворце Радзивиллов действует постоянная экспозиция, организуются выставки подаренных и вернувшихся произведений), книгами и т. и. В настоящее время в художественных музеях Литвы хранится более 80 собраний произведений художников-эмигрантов.

 

Глава из книги "Литва" / Составитель и редактор Бируте Синочкина ― Vilnius: Artlora, 2008. ― 300 с. ― ISBN 978-9955-508-25-0


Микалоюс Константинас Чюрленис
 

Проект " О Литве": Мы хотим представить максимально подробную информацию о Литве. 

Будем очень признательны вам за любые комментарии, пожелания и интересную информацию.


Литва:   Государство · Законодательство · Экономика · ТУРИЗМ и ОТДЫХ · ГОРОДА ЛИТВЫ · СТАТЬИ о ЛИТВЕ · Фото и видео · Карта Литвы  
Карта сайтаСсылкиОбратная связьДРУЗЬЯ и ПАРТНЕРЫ

как получить визу в литву как доехать до литвы лучшие курорты литвы законы литвы дома и квартиры ;в литве санатории литвы продажа земли в литве туры в литву лечение в литве 
 © оЛИТВЕ.ру Все права защищены и охраняются законом. При использовании материалов ссылка на oLITVE.ru обязательна (в интернете - гиперссылка).
     
Rambler's Top100  По вопросам рекламы, спонсорства и другим вопросам по проекту обращаться по inform@olitve.ru
Работает на: Amiro CMS