|
О самом раннем (до XIV века) периоде строительного искусства в Литве (былые деревянные замки и поселения) свидетельствует более 700 укрепленных городищ — археологических памятников. Самые ранние строения из камня — замки, игравшие важную оборонительную роль. В точности неизвестно, когда в Литве появились первые замки, однако уже в период правления Великого князя Литовского Гедиминаса (1314-1341) каменные замки бесспорно были в Старых Тракай (Троки) и Вильнюсе. Несколько позднее они появились в Каунасе, Креве (Крево) и Медининкай (Медники). Строительным материалом для самых древних замков был валун, кирпич начинают широко применять лишь с середины XIV века, Техника кладки стен замков напоминает технику кладки замков Ливонского ордена XIII-XIV веков. Первоначально в замках каменными были лишь оборонительные стены и массивные сторожевые башни, а жилые помещения во дворе оставались деревянными. В конце XIV и начале XV века в Литве распространяются замки нового типа — с каменными жилыми помещениями внутри оборонительной стены. Древнейшее сохранившееся сооружение из кирпича и камня — развалины замка в Медининкай (конец XIII — начало XIV века), в 24 км от Вильнюса. Сейчас здесь ведутся работы по консервации и реставрации.
После учреждения при Великом князе Альгирдасе (Ольгерд, 1345 - l377) отдельной православной митрополии в Вильнюсе было возведено несколько церквей. Самая древняя из них — церковь Пречистой Богоматери (1346, с 1415 года — собор). Великий князь Стефан Баторий (1576 — 1586) запретил в Вильнюсе и в других городах Литвы строить новые или ремонтировать старые православные церкви. По этой причине старые русско-византийские церкви постепенно пришли в упадок, а новые, построенные в основном в XIX веке, особой архитектурной ценности не представляют.
Принятие христианства (1387) способствовало сближению Литвы с другими европейскими государствами, прежде всего с Польшей, Чехией, Венгрией и Пруссией, что сказалось и на строительстве монументальных культовых сооружений, которых в Литве прежде не было. Первые католические церкви — костелы, построенные в конце XIV и начале XV века, были деревянными. Каменно-кирпичные костелы стали появляться лишь к середине XV века. Церковное каменное зодчество стало развиваться под влиянием традиций европейско-готической архитектуры. Вельможи закладывали новые костелы, в то время как прибывшие в Литву представители различных монашеских орденов возводили свои храмы и монастыри, ориентируясь при этом, прежде всего на образцы подобных кирпичных сооружений в Западной и Центральной Европе. Экспансия католицизма на восточные земли государства породила уникальное явление «пограничной» церковной архитектуры, когда готическая и так называемая литовская» кирпичная кладка использовалась даже при строительстве православных церквей.
В следующем столетии готика преобладала в строительстве замков, костелов и жилых домов. Уже в ранних замках (в Тракай) применяется балтийская и готическая кладка кирпичей, а также наблюдаются готические формы проемов в виде остроконечных арок. До наших дней дошли следующие наиболее яркие образцы готики: Тракайский замок, в Вильнюсе — костелы Св. Анны и Бернардинцев с монастырем, в Каунасе — костелы Св. Юргиса (Георгия) и Св. Витаутаса с монастырями, Дом Перкунаса.
Готические костелы XVI века отличались впечатляющими размерами и сложностью плана. На архитектуру Ренессанса в Литве в конце XVI — начале XVII века заметное влияние оказывали мастера из Италии и Нидерландов. В Литве творили такие известные итальянские архитекторы, как Бернардо Заноби да Джианотти, Джованни Цинни, голландские архитекторы Петер Нонхарг, Я. ван Лаер. Дух времен Ренессанса ощущается в костеле Св. Михаила, у ворот Аушрос, в вильнюсском Дворце правителей, в костеле Святой Троицы и кирхе евангеликов-лютеран в Каунасе, в костеле Св. Петра и Павла в Шяуляй. Ярчайший образец фортификационной архитектуры — крепость и восстановленный замок в Биржай. В этот период расширяется ансамбль Вильнюсского университета.
В начале XVII века зародилась архитектура барокко. Вначале здания этого стиля в Литве возводили итальянские архитекторы. Позднее сформировалась местная вильнюсская школа барокко. Активизировалось строительство костелов, монастырей и дворцов. В Вильнюсе воздвигаются костелы Св. Петра и Павла, Св. Казимира и Св. Тересы. Архитекторы вильнюсской школы барокко создали костелы Миссионеров, Св. Иоанна и другие. Во времена зрелого барокко возведены Пажайслисский костел близ Каунаса, пышные дворцы для вельмож. В барочных костелах можно увидеть алтари сложных пластических форм или алтарные ансамбли. Литовским строениям присущи спокойная композиция, предрасположенность к вертикальности.
В период классицизма ширились архитектурные связи с Санкт-Петербургом, Варшавой, городами Франции. В это время выдвинулся известнейший создатель архитектуры классицизма в Литве — Лауринас Стуока-Гуцявичюс (Gucewicz), первый заведующий кафедрой архитектуры Вильнюсского университета, спроектировавший архитектурный шедевр столицы Литвы — Кафедральный собор. В этот же период творили Мартинас Кнакфусас (Кnасkfuss), Каролис Подчашинскис (Podczaczynski) и другие выдающиеся архитекторы. В Вильнюсе выросли Ратуша, Дворец генерал-губернатора (ныне Президентский дворец), дворец Тьппкевичей, комплексы поместий в провинции.
Замки и культовые сооружения сыграли важную роль в формировании архитектурного облика литовских городов. Силуэты шпилей, башен и колоколен возвышаются над массивами жилых и административных зданий, делая неповторимой городскую панораму.
Ярчайшие архитектурные достижения независимой Литвы (1918-1940) украсили Каунас, бывший тогда временной столицей. В одних зданиях (например, Литовского банка) были продолжены традиции неоклассицизма, в других (Молочный центр, Центральная почта, Дворец спорта, многие жилые дома) проявилось стремление к рациональности и функциональности. Тогда же был построен музейный комплекс Витаутаса Великого (ныне Военный музей и Художественный музей М. К. Чюрлениса), крупнейший тогда в странах Балтии Клинический комплекс. Архитектурный стиль формировали Миколас Сонгайла, Владимир Дубенецкий, Витаутас Ландсбергис-Жямкальнис и другие известнейшие архитекторы того времени.
В советское время преобладало индустриальное строительство промышленных объектов и «спальных» кварталов жилых домов. Вильнюсский микрорайон Лаздинай (1967 — 1973; руководитель авторского коллектива — архитектор Витаутас Чеканаускас, род. 1930) считался лучшим в Советском Союзе, и спроектировавшим его архитекторам в 1974 году была присуждена ленинская премия. От своих безликих собратьев в других городах бывшего СССР вильнюсские кварталы типовой застройки отличаются более разнообразной архитектурой, они удачно вписаны в природный ландшафт. Архитекторы Лаздинай постарались скрасить не слишком выразительные объемы панельных зданий естественным очарованием природы. Новым здесь было и то, что на всей территории жилого района транспортные и пешеходные пути располагались отдельно друг от друга, а дома, не выстраивавшиеся в привычные улицы, были удалены от проезжей части. Архитектурное наследие Литвы составляют свыше тысячи комплексов или отдельных объектов, являющих собой культурную ценность, а также свыше семидесяти урбанистических местностей, исторических частей небольших городков. Исторический центр Вильнюса — Старый город — в 1994 году внесен ЮНЕСКО в список памятников Всемирного наследия. Проект регенерации Старого города был разработан в 1992 году, а стратегия его обновления при поддержке Всемирного банка — в 1996 году. Значительные работы по реновации и приведению в порядок вильнюсского Старого города проведены в 1998 году. Ведутся работы по восстановлению Дворца правителей (их завершение планируется к 2009 году, когда будет отмечаться тысячелетие первого упоминания Литвы в исторических источниках). Реставрируются храмы, приводятся в порядок древние исторические кварталы других городов. При поддержке ЮНЕСКО Литва стала координационно-учебным центром по сохранению культурного наследия для государств Балтии, а также Беларуси и Украины..
|
|
Глава из книги "Литва" / Составитель и редактор Бируте Синочкина ― Vilnius: Artlora, 2008. ― 300 с. ― ISBN 978-9955-508-25-0
|