|
Происхождение и значение названия Литва
Происхождение названия Литва ( Lietuva ) до сих пор не получило однозначного объяснения. В исторических источниках и разных языках это название существует в 3 вариантах: с корнем Liet- (литовская традиция), Lit- (славянская традиция) и Leit- (латышская традиция). Согласно гипотезе польского языковеда Яна Отрембского ( Jan Otrębski ), это название происходит от гидронима, наименования реки Lieta или Leita, восходящего к литовскому глаголу leiti — «лить». Литовский языковед Казимерас Кузавинис ( Kazimieras Kuzavinis ) предполагает, что начало названию Литвы мог дать славянизированный ( из лит. Lietava ) гидроним Lietauka (Летаука/Летавка). Так в настоящее время называется правый приток реки Нерис, вытекающий из болотистой местности и впадающий в Нерис несколько выше устья реки Швентойи. Название этой реки, как и еще нескольких речек, носящих однокоренные названия, характерные для данного края, можно связать с тем, что все они текут в низменных местах, берега их пологи, а долины широки, поэтому реки легко выходят из берегов — разливаются ( лит. Išsilieja ). Река Летуака протекает примерно в 25 км от Кернаве, важного политического центра древнего Литовского государства. По мнению Казимераса Кузавиниса, по реке с течением времени вся округа стала называться так же, а позже наименование местности, ставшей центром, вокруг которого объединялись другие земли, превратилось в название живущего здесь народа.
Древние балты и их наследие
Термин балты, который применяется в академических исследованиях, обычно используется для обозначения группы индоевропейских племен и народностей, которые жили или до сих пор >живут на восточном берегу Балтийского моря. Честь создания этого термина принадлежит немецкому языковеду Георгу Генриху Нессельману, который впервые применил его в своей книге «Древнерусский язык» ( 1845 г). Балты говорят на родственных языках, которые относятся к отдельной ветви индоевропейской языковой семьи. До сегодняшнего дня сохранились только литовский и латышский языки этой группы. Балты поселились возле Балтийского моря по меньшей мере 4 тысяч лет тому назад. Поэтому их считают одной из наиболее древних самых оседлых европейских народностей. Балтийские племена начали формироваться в конце третьего тысячелетия до нашей эры, когда вторгшиеся на эти территории индоевропейцы были ассимилированы местными племенами, В первом тысячелетии нашей эры территория расселения балтийских племен простиралась до Днепра и Оки. Позже, во второй половине первого :тысячелетия, началась экспансия славянских племен, которая завершилась ассимиляцией восточных балтов. В начале второго тысячелетия стали формироваться прусская, ятвяжская, литовская и латышская народности. Однако из них только литовцы и латыши сохранились как особые этнические общности; руссы и ятвяги были покорены Тевтонским орденом, позднее основавшим Прусское государство, и ассимилированы. Возможно, именно благодаря оседлому образу жизни балтов в их мифологии сохранились многие черты древней индоевропейской мифологии. Французский лингвист Антуан Мейе (1866 — 1936), отмечал: «Тот, кто хочет знать, как говорили наши предки, должен приехать и послушать, как говорит литовский крестьянин». Так как литовцы приняли христианство сравнительно поздно, их национальная культура и традиции полны особенностей, унаследованных от времен язычества. Они проникают даже в традиции христианских праздников. Следы этих элементов древней культуры обусловливают уникальность литовской народной культуры и фольклора.
Древнейшие упоминания о Литве в письменных источниках
В 1 веке н. э. индоевропейские племена, обитавшие на восточном побережье Балтийского моря, уже привлекали внимание римских купцов. В 98 году н. э. древнеримский историк Корнелий Тацит описал племена айстиев ( Aestiorum gentes ), упомянув при этом, что они собирали янтарь. Это первое историческое свидетельство об одном из балтских племен. Во II веке древнегреческий ученый Клавдий Птолемей также упоминает о племенах западных балтов, обитающих между низовьями реки Вислы и Неманом (прусские галинды и ятвяжские судувы). Первое укрепленное поселение на территории современной Литвы, упомянутое в древнейших письменных источниках (853 г), — город Апулия (ныне — Апуоле, Скуодасский р-н). Сведения о нем зафиксированы в жизнеописании Св. Ансгара, написанном гамбург-бременским архиепископом Римбергом (умер в 888 году). Древний источник повествует о том, как шведы, окружив город, 8 дней безуспешно осаждали его, но так и не смогли захватить. Название Литвы впервые бесспорно упомянуто в написанной на латыни хронике германского города Кведлинбурга. Запись от 1009 года повествует о трагическом завершении миссии архиепископа Бруно Кверфуртского, который отправился проповедовать христианство, но «на пограничье Руси и Литвы» ( in confinio Rusciae et Lituae ) погиб мученической смертью от руки язычников с 18 своими сподвижниками. Написанный в ХI веке текст не уцелел, а в Дрездене хранится его список середины ХVI века.
Основание государства и коронация Миндаугаса
В конце ХII кека Литва уже нередко фигурирует в исторических источниках. Это связано с тем, что литовцы стали совершать набеги на русские и польские территории, а также поселения соседствующих с ними эстов. В то же время на балтийских берегах начал укрепляться Тевтонский орден. В 1200 году меченосцы обосновались в устье реки Даугавы и завоевали ливов, латов, эстов и куршей. В 1230 году укрепления крестоносцев появились на реке Вистуле (Висле) и они подчинили себе пруссов. В 123б году Папа Римский призвал к крестовому походу против язычников-литовцев. Таким образом, основание в 1240 году Литовского государства, во главе которого стал Миндаугас (Миндовг), было обусловлено необходимостью обороны балтийских земель от завоевательных походов крестоносцев и инвазии германских военных орденов. Христианский мир, однако, стремился лишить языческие племена права на независимое политическое существование. Этот принцип применялся почти ко всем языческим племенам и народностям, которые жили между католическим и византийским миром, — в их числе были славяне, пруссы, ятвяги, курши, латы, эсты, финны. Вследствие этого Миндаугас в 1251 году принял крещение и б июля 1253 года был провозглашен королем. Таким образом, он официально стал папским вассалом. В то же время корона далась ему недешево: Миндаугас должен был передать важную часть Литвы, Жемайтию (Самогитию), ордену. Жемайтийцы так никогда не смирились с этим решением. Они продолжали самостоятельно противостоять ордену и даже одержали над ним победу в битве при Дурбе в 12б0 году. Характерными чертами литовского государства этого периода была незрелость государственного строя, нестабильность политической ситуации и бесконечные междоусобицы. В 12бЗ году был организован заговор и Миндаугас был убит. Он остался первым и последним королем Литвы. Языческая Литва На первый взгляд, христианскому государству Миндаугаса суждено было продержаться лишь короткое время. Однако оно продолжало существовать, даже несмотря на то, что последующие его правители не приняли христианства. Что касается крещения, Литва была в Европе уникальным явлением: она не относилась ни к Западной Европе с ее римской направленностью, ни к византийской Восточной Европе. Индивидуальные хозяйства, основа западной цивилизации, появились в Литве в ходе ее исторического развития, чего не произошло в Восточной Европе. Кроме того, после смерти Миндаугаса все без исключения правители Литвы вели переговоры о принятии христианства, что было следствием конфликтов с Тевтонским орденом. В конце ХIII века, после того как были завоеваны соседние пруссы, Тевтонский орден начал военные действия в отношении Литвы. Было совершенно очевидно, что цена крещения Литвы Тевтонским орденом будет непомерно велика. Поэтому велись поиски других путей принятия христианства, а именно — через Чехию, Венгрию или Польшу (крещение в православную веру не решало проблемы вооруженных нападений со стороны ордена). Великий князь Литовский Гедиминас (131б — 1341), стремясь преодолеть международную изоляцию, вел оживленную переписку с правителями западных государств и городов. Это не дало ощутимых результатов, так же как и переговоры о крещении, и попытки привлечь в Литву западных купцов и ремесленников, Агрессивные действия ордена заставили Литву направить все силы на оборону. Поэтому о политической системе страны ХIV века иногда говорят как о военной монархии. С другой стороны, именно в военной сфере Литве удавалось оказывать наибольшее влияние на соседние государства. «Литовский щит» был хорошо известен и использовался в межгосударственных отношениях от Москвы до Чехии. Крестовые походы против Литвы в известной степени объясняют литовскую экспансию на земли Киевской Руси, ослабленной монголами. Это был источник пополнения истощившихся в ходе борьбы на западе ресурсов. Во времена правления Великих князей Альгирдаса (Ольгерд, 1345 — 1377) и Витаутаса (Витовт, 1392 — 1430) Великое княжество Литовское не только стало могущественным государством, но и расширило свои владения, распростершись от Балтийского до Черного моря. Территория Литвы состояла из двух частей: из этнических литовских земель, а также из более обширных и густонаселенных славянских земель. Здесь с течением времени развилась обособленная и независимая от Московской Руси народность — рутенцы (предки современных белорусов и украинцев). Именно на этих землях литовцы обрели то, чего им не хватало: культуру с религиозной системой и письменный язык. Данными обстоятельствами объясняется важная роль православной культуры в ранний период истории Литвы. Местные литовские князья, которые стали правителями славянских земель, приняли православную религию. В то же время развивающийся рутенский (называемый также — менее точно — западнорусским и старобелорусским) письменный язык постепенно стал официальным административным языком Великого княжества Литовского. Ситуация была схожа с той, которая сложилась в государстве франков в галльских землях. Франки, германское племя, основали государство и государственные структуры на галльских территориях, но переняли язык и культуру местного населения. Литовцы принесли на земли рутенцев государственную структуру, военную архитектуру, прогрессивные способы ведение хозяйства и обусловленный всем этим определенный уровень благосостояния.
Крещение последних язычников в Европе (1387 г)
Во второй половине ХIV века вооруженные действия Тевтонского ордена против Литвы достигли беспрецедентных размеров — до четырех военных кампаний в год. Силы страны были истощены, необходимо было найти выход из создавшейся ситуации. И он был найден: в 1385 году Литва и Польша заключили Кревский договор, согласно которому Великий князь Литовский Иогайла (Ягелло) становился королем Польши. Одним из условий соглашения было принятие Литвой христианства, что и было осуществлено в 1387 году по возвращении Иогайльы из Польши. Он сразу же начал искоренять старую веру с ее поклонением священным деревьям, почитанием ужей и священного огня. Политические обстоятельства сыграли важную роль в принятии Литвой католичества. Польза крещения обнаружилась сразу после того, как Папа Римский запретил Тевтонскому ордену вести войны против Литвы. С этого момента орден не мог ожидать сколько-нибудь значительной помощи от Запада. Данное обстоятельство, как и альянс с Польшей на основании Кревского договора, создали реальные предпосылки для победы в Жальгирисской ( Грюнвальдкой ) битве. В 1410 году объединенная польско-литовская армия вторглась в пределы земель, принадлежавших Тевтонскому ордену, и выступил против его вооруженных сил. Это была одна из величайших битв средневековья, в которой объединенная армия литовцев и поляков одержала впечатляющую победу над Тевтонским орденом, приведшую к окончательному его поражению. Таким образом, приняв крушение и обуздав захватнические амбиции ордена, Литва избавилась от постоянной тревоги за собственное существование. Начался новый этап истории государства, который окончательно определил ориентацию Литвы и ее позицию в Центральной Европе.
Поворот к Западу
Во время Грюнвальдской битвы литовские и польские войска возглавлял Витаутас (Витовт) Великий (1392 — 1430); это была выдающаяся политическая фигура литовской истории. В период его правления были заложены основы ориентации страны на Центральную Европу, Литва была вынуждена совершить то, что историки называют «скачком цивилизации». За очень короткий срок Литва переняла и воплотила в стране очень многое из того, что в средневековой Западной Европе развивалось постепенно: феодальный строй и монархию, государственные учреждения и структуры, ремесленные гильдии, севооборот, религиозную систему, школы, освоила западное интеллектуальное наследие. В этом ускоренном развитии государства была чрезвычайно важна роль письменного языка. Литва сумела добиться фантастического прогресса в течение периода приблизительно в 150 лет. Ключевую роль в этом процессе использования западного опыта сыграли литовские студенты, обучавшиеся в краковском, а позже в германских и итальянских университетах. Обучение в европейских странах и принятые европейские ценности начали давать ощутимые результаты к концу ХV века. В 1499 году за границей была напечатана первая книга, подготовленная к изданию в Литве; в 1500 году был возведен костел Св. Анны в Вильнюсе, шедевр готической архитектуры; 1522 год — время начала книгопечатания в самой Литве; в 1529 году был окончен прогрессивный свод законов — Литовский статут; в 1547 году была опубликована первая книга на литовском языке. В середине ХVI века в стране наблюдается мощная реакция на движение Реформации, что свидетельствует о том, что Литва наряду с другими государствами уже активно участвует в происходящих в Европе изменениях. В этот период Литвой и Польшей управляли по большей части одни и те же властители, хотя формально они оставались разными государствами. Этот феномен известен в истории как персональная уния. Оба трона — польский и литовский — до 1572 года занимала династия Ягеллонов. В конце ХV и начале ХVI веков эта династия заняла также чешский и венгерский троны.
Именно поэтому восточная часть Центральной Европы называлась Ягеллонской Европой, и династия Ягеллонов была основным соперником Габсбургов. Более того — в этот период Литва и Ягеллонская Европа играли роль antemurale christianitatis («оплота христианства»), хотя и не всегда успешно. Если Литва с помощью Польши сумела нанести поражение Москве в битве при Орше в 1514 году, то военные действия Венгрии были не столь успешны: она сама была побеждена турками в битве у города Мохач в 152б году. После Мохачской битвы Венгрия исчезла с карты Европы, а Ягеллонская династия лишилась чешских земель. Остались только Литва и Польша. Но литовский «скачок цивилизации» и политическое сближение с Польшей повлекли за собой полонизацию общества и культуры Литвы, хотя этот процесс вряд ли следует рассматривать в качестве насильственного навязывания. Элита Великого княжества Литовского добровольно перенимала польский язык и польскую культуру. Третьей «культурной составляющей» было влияние рутенского общества на Великое княжество Литовское. Как только эта часть общества оказалась интегрированной в элиту Великого княжества, стало очевидно, что рутенский язык (родственный польскому) может служить куда более эффективным средством общения при дворе великого князя, чем литовский. Литовская знать, уже владея рутенским языком, была готова к последующему принятию польского языка, однако при условии сохранения литовского национального самосознания. Лишь позже польский язык полностью вытеснит рутенский, а политическая элита Литвы осознает концепцию Polonia nostra, что во многом повлияет на создание Польско-Литовского государства — Речи Посполитой.
Люблинская уния 1569 года и основание Польско-Литовского государства
В конце ХV — начале ХVI веков войны между Москвой и Литвой переросли в борьбу за контроль над Ливонией. Стало очевидно, что Литва сама по себе недостаточно сильна для этого противостояния. Это побудило литовцев вступить в еще более тесный союз с Польшей. В 1569 году в польском городе Люблине две страны заключили союз, который породил новое государство — Республику Обоих Народов (Речь Посполита). К этому времени Литва в ходе разорительных войн с Москвой потеряла значительную часть своей территории, теперешнюю Украину, а также долю своего суверенитета. С тех пор польские короли автоматически становились Великими литовскими князьями. Согласно Люблинской унии, был создан Сейм, польско-литовский парламент знати, в котором Литве принадлежала третья часть мест. Ограничением суверенитета Литвы объясняется тот факт, что, по сравнению с Литвой, присутствие Польши в европейской истории XVII — XVIII веков гораздо более очевидно. В иностранной историографии объединенное польско-литовское государство нередко трактуется как просто Польша. Эта точка зрения ошибочна, так как Литва сохранила не только свою независимую исполнительную власть, но и самостоятельные военную, юридическую и финансовую системы. Кроме того, новые парламентские установления, основанные на liberum veto (в результате дававшие каждому депутату право налагать вето), ограничивали польское воздействие на Литву. Правильнее всего было бы считать польско-литовское государство после заключения Люблинской унии конфедерацией.
Последствия Люблинской унии стали очевидны вскоре после ее заключения. После того как польско-литовский трон занял Стефан Баторий, энергичный князь Трансильвании (правивший с 1576 по 1586 год), были выиграны решающие битвы против Москвы, и угроза, исходящая этой стороны, была устранена на полвека. Более того, в 1609 — 1611 годах Литва и Польша смогли даже оккупировать Москву.
Эпоха барокко
Интеграция Литвы в западноевропейскую цивилизацию в XVI веке ла ей возможность приобрести статус неотъемлемой части Центральной Европы в XVII и XVIII веках. Северная и Западная Европа быстро двигались по направлению к новому типу общества, свободному производству и идеям Просвещения, в то время как остальная Европа оставалась аграрной, феодальной и католической. Историю Литвы в ХVII и XVIII веках можно назвать эпохой барокко. Однако точкой отсчета для этого периода стала не Люблинская уния, а, скорее, появление в Литве иезуитов, главенствующей идеологической и духовной силы того времени. Иезуиты принесли с собой врожденную католическую традицию и с помощью государства ввели высокие стандарты образования. Была создана сеть учебных заведений, которую увенчал Вильнюсский университет, официально на латыни называвшийся Асаdemia et Universitas Vilnensis Societatis Jesu. Он был основан в 1579 году, и в которых источниках упоминается в качестве самого старого университета в Восточной Европе. Правильнее было бы назвать его последним университетом, продолжавшим средневековые университетские традиции. На протяжении почти 200 лет он был самым восточным . местонахождение университетом западного типа (Московский университет был основан только в 1755 году). В стенах Вильнюсского университета, в котором было два факультета — философии и права, сформировались замечательные школы этики и риторики, истории и филологии, философии и логики. Наверное, лучший показатель высокого уровня университета — это труд по логике, написанный Мартином Смиглецким (1618 г), который использовался в качестве учебника и в западноевропейских университетах. Если в ХV и ХVI веках Литва перенимала царившие в Европе готический и ренессансный архитектурный стили с опозданием и зачастую непоследовательно, то в ХVII и XVIII веках она стала страной арочной архитектуры, и в наше время восхищающей гостей страны. В XVII веке доминировало итальянское барокко, а в ХVIII веке развилась особая разновидность данного стиля — вильнюсское барокко. Архитектор Ян Глаубиц, выдающийся представитель этой школы, заслужил достойное место в истории европейского барокко. В этот период сформировался барочный облик вильнюсского Старого города, который стал звоном в цепочке барочных городов, протянувшейся от Зальцбурга до Вильнюса. Тем не менее, превалирование сельского населения в обществе и слабо развитые города породили уникальный тип государственного устройства — демократию знати, в некотором смысле даже анархию. Благодаря существованию права liberum veto, все решения в парламенте знать должна была принимать единогласно. Такой порядок был совершенно противоположен абсолютистским режимам, существовавшим в Западной Европе, и препятствовал укреплению и централизации Речи Посполитой. Однако подобное анахроническое положение дел благоприятствовало мирному сосуществованию в рамках этого государства различных религиозных общин: католики дружно жили бок о бок с кальвинистами, лютеранами, униатами и православными. Позже к ним присоединились старообрядцы из России, а также караимы, татары и евреи. Последняя этническая группа сыграла особую роль в этот исторический период и оказывала значительное влияние на всю последующую историю Литвы. В ХVIII веке Вильнюс стал выдающимся центром еврейской культуры, который недаром называли Литовским Иерусалимом. Однако процессу благополучного развития страны и ее ориентации на европейскую барочную культуру постоянно угрожала опасность, исходившая от соседних государств. Во время правления шведской династии Вазов (1587 — 1668) Литва и Польша пережили то, что позже стало известно как потоп, — инвазию русских и шведских войск, продолжавшуюся с 1654 по 1667 год. Во время правления Саксонской династии (1697 — 1763) страна стала ареной боевых действий Северной войны (1700 — 1721), ведшейся между Россией и Швецией. Последствием этой войны было непосредственное вмешательство России во внутренние дела Речи Посполитой, которое повлекло за собой раздел и ликвидацию государства.
|
|