|
Конституция 1791 года и ее отмена
Экспансия России привела к первому разделу Речи Посполитой 1772 года, в котором приняли участие также Австрия и Пруссия. Возможно, данные политические обстоятельства, а также распространение идей Просвещения привели к тому, что в государстве был предпринят ряд реформ, нацеленных на его укрепление. Одним из самых важных объектов реформ была анархическая демократия знати, которая явно не была способна адаптироваться к условиям изменившейся политической ситуации. Стремление реформировать государство увенчалось успехом 3 мая 1791 года, когда Сейм Речи Посполитой принял конституцию, среди прочего отменившую право liberum veto. Жители городов впервые получают право иметь своих представителей в парламенте; государство начинает регулировать отношения между землевладельцами и крестьянами; провозглашена наследственная монархия. Возможно, в европейском и общемировом масштабе эти реформы могут выглядеть мало существенными. Но важно отметить: Конституция 3 мая провозгласила, что наследственная монархическая власть призвана выражать волю народа. Данное положение базировалось на установлении, введенном в Англии за сто лет до этого. Хотя Конституция 3 мая была принята позже, чем американская конституция 1783 года, она была провозглашена на несколько месяцев раньше французской конституции. Составители Конституции 3 мая непосредственно ориентировались на текст французской конституции. В послании Французской законодательной ассамблее, написанном летом 1791 года, правитель Речи Посполитой Станислав Август Понятовский отмечал, что, наряду с Францией, «в Европе появилось еще одно государство», Хотя во всем мире и даже в самой Литве этот документ воспринимался как польская конституция, осенью 1791 года Литве удалось добиться введения важной поправки к конституции. Представители Литвы отныне могли претендовать на половину всех должностей в государственных учреждениях по всей территории государства. Конституция была создана для того, чтобы похоронить старый государственный строй Речи Посполитой, она в значительной степени была основана на системе, порожденной Французской революцией. Вполне закономерной поэтому явилась негативная реакция на провозглашение этой конституции, особенно со стороны местной аристократии и российской императрицы Екатерины II. Реакционные силы Литвы искали поддержки России, которая, совместно с Пруссией, пошла им навстречу, осуществив в 1793 году второй раздел Речи Посполитой и заставив Станислава Августа отменить конституцию. В ответ на это польское и литовское общество подняло вооруженное восстание, которое возглавил Тадеуш Костюшко, герой борьбы за независимость в Америке. Однако несмотря на все усилия восстание было подавлено войсками российского главнокомандующего Александра Суворова. Таким образом, в 1795 году Россия, Пруссия и Австрия осуществили третий раздел Речи Посполитой, в результате чего она исчезла с политической карты Европы. Литва была аннексирована Россией. Несмотря на это поражение, Конституция 3 мая в ХIХ веке стала светочем для деятелей политики и культуры, стремившихся модернизировать литовское общество. Тот факт, что Литва стала современным обществом и сумела восстановить свою независимость в 1918 году, был во многом предопределен событиями 1791 года.
Социальное и культурное развитие в период российского господства
Вследствие разделов Речи Посполитой Литва впервые за всю свою историю оказалась под властью действительно чужой политической силы. Такое положение сохранялось на протяжении более ста лет. Страна восстановила независимость только в конце Первой мировой войны, в результате волны крушения европейских империй, спровоцированной войной. После вхождения в состав России стало ясно, что новый правитель Литвы, невзирая на все проевропейские заявления, которые делались со времен Петра 1, был куда менее европейским, чем сама Литва. Никогда прежде в литовской истории насильственно не разлучали членов семей, находившихся в феодальной зависимости, как это было во времена царского владычества. Россия также упразднила демократические принципы и реформы, начало которым было положено в 1791 году. С другой стороны, налицо были признаки того, что как Литва, так и Россия все же развивались в направлении создания общества европейского типа. Настоящим прорывом в этом развитии стала отмена крепостного права в 18б1 году. В Литве ограниченная отмена крепостного права не влекла за собой предоставления земель освобожденным крестьянам, что породило неожиданные последствия, в том числе и затронувшее широкие слои населения восстание. Оно было подавлено в ходе кровопролитных боев, а его руководители были сосланы. Эти события явились причиной весьма важного следствия — с этих пор движущей силой литовского общества стала не ретроградная знать, а ставшее более современным крестьянство. Чаяния крестьянства в сочетании с приходом в страну достижений западного технического прогресса (в том числе — появление железных дорог и электричества) дали толчок движению национального возрождения, которое, несомненно, способствовало развитию и модернизации общества. Таким образом, именно в крестьянской среде берет начало литовское национальное возрождение. Этот процесс развивался в исключительно трудных обстоятельствах. В 18б4 году с официального запрета литовской печати латинским шрифтом началась открытая русификация общества. Страна прореагировала на притеснения первой большой волной эмиграции. Во второй половине Х1Х века почти треть населения Литвы эмигрировала. В Малой Литве, которая тогда находилась под властью Пруссии, активисты национального возрождения в 188З году стали издавать первую литовскую газету „Аušrа" («Заря»). Люди, связанные с этой газетой, позже стали у истоков движения за независимость Литвы. Двое из них, Йонас Басанавичюс и Винцас Кудирка, сегодня считаются отцами-основателями современного литовского государства. Основная цель этого движения была четко сформулирована во время российской революции 1905 года и заключалась в борьбе за независимое государство. Если высшее общество в первой половине Х1Х века породило прославленного романтического поэта Адама Мицкевича, то Литва в конце Х1Х века породила художника и композитора Микалоюса Константиноса Чюрлёниса. Его работы, новаторские для своего времени, стали символом национальной культуры и показали, что на заре ХХ века Литва в культурном аспекте жила в унисон с развитым обществом Европы и мира.
|
|