|
Историко-культурное наследие
Вильнюс часто называют городом Великого князя Литовского Гедиминаса, и это справедливо, поскольку именно он основал столицу Литовского государства, перенеся ее в 1323 году из Тракай. Город расцвел в XVI веке, в правление Жигимантаса (Сигизмунда) Старого и Жигимантаса Аугустаса (Сигизмунда Августа). В это время он приобретает подлинно европейский облик, его архитектура испытывает сильное итальянское влияние. Основной характерной особенностью города стал своеобразный симбиоз культур. Начиная с XIV века Великое княжество Литовское было многонациональным государством, известным в Европе своей религиозной терпимостью. Подобной политики первым стал придерживаться Великий князь Гедиминас. В 1323 году он пригласил в столицу купцов, ремесленников, монахов и священников, пообещав, что христианам, наряду с представителями других религий, будет дозволено исповедовать их веру и отправлять соответствующие религиозные обряды. Позже, в начале XV века, Великий князь Витаутас пригласил в Вильнюс крымских татар и караимов. Укрепленные татарские поселения являлись частью оборонительной системы города и примыкающих к нему владений. Оборотистые и предприимчивые виленские купцы совершали далекие и опасные торговые экспедиции в страны как востока, так и запада. Иноземные купцы останавливались в специально выстроенных для этого домах, принадлежавших виленской Купеческой гильдии. В столице были возведены монетный двор, арсенал, построены мельницы, в 153б году был сооружен первый мост через Нерис, известный по сей день как Зеленый мост. За ними последовали бумажная фабрика (1527), стекольный завод (1547), литейня для изготовления пушек и две больницы. Несмотря на разногласия между римскими католиками и протестантами, Сейм в 1563 году провозгласил свободу вероисповедания, что сделало Литву центром либерализма и толерантности в Европе.
В правление последнего из династии Ягеллонов (ветви Гедиминовичей), Жигимантаса Аугустаса, центром ренессансной культуры стал Нижний замок. В нем, среди прочего, размещались богатая библиотека, картинная галерея и коллекция гобеленов. Именно здесь состоялась пышная свадьба сестры Жигимантаса Аугустаса Катажины (Екатерина, лит. Kotryna ) с Иоанном Вазой, сыном шведского короля Густава. (В настоящее время замок заново отстраивается.) В этот период было построено множество дворцов, принадлежавших магнатам Радзивиллам, Сапегам, Ходкевичам и другим вельможам. Событием особой значимости для культурного развития столицы стало учреждение в Вильне в 1570 году иезуитской коллегии, преобразованной в 1579 году королем Стефаном Баторием (лит. Batoras) в Академию (Виленский университет). Идею основания в Литве высшей школы, которая могла бы соперничать с Краковской академией по качеству образования и исследований, горячо поддерживали городская знать и церковные иерархи. Благодаря университету, город стал важным центром научной, теологической и политической мысли. Первым ректором Академии стал Петр Скарга, выдающийся католический теолог, иезуитский проповедник и деятель Контрреформации. Виленский университет внес большой вклад в развитие и кодификацию литовского языка. Из среды выпускников университета вышло много творцов литовской письменности, переводчиков на литовский язык народных песен и молитв. Вильнюс имеет также непреходящее значение для истории белорусской, польской и украинской культур. В XVI веке в Вильно жил и работал известный первопечатник Франциск (Франтишек) Скорина (около 1490 — около 1541). Здесь сын полоцкого купца, доктор «свободных и лекарских наук», выдающийся гуманист и просветитель Франциск Скорина выпустил первую печатную книгу восточный славян — «Малую подорожную книжицу» (1522). Сам замысел «Малой подорожной книжицы» был новаторским для того времени: это почти карманное издание предназначалось для индивидуального обращения тех, кто находится в пути, к вечным истинам христианства. В «Малую подорожную книжицу» вошли Псалтырь, Часословец, Акафистник, Шестодневец, Краткие Святцы и Пасхалия. В 1525 году Франциск Скорина издал «Деяния и послания апостольские» («Апостол»). Язык, на котором Скорина печатал свои книги, — церковнославянский в своей основе, однако предисловия и послесловия в них написаны на старобелорусском. В изданиях Скорины кириллица впервые приобрела вид, близкий к современной «гражданской» азбуке: буквы стали округлыми и легкими, некоторые архаичные буквы исключались. Франциск Скорина, таким образом, в известной мере почти на два века предвосхитил реформу графики и алфавита Петра 1 (1710). В 1574 году в Вильнюсе была открыта типография братьев Кузьмы и Луки Мамоничей, которые напечатали на белорусском и польском языках ряд книг, среди которых был и один из интереснейших памятников права — 3-й Литовский статут (1588), изданный кириллицей на языке великокняжеской канцелярии — старобелорусском. Следующее издание этого замечательного памятника права появилось на польском языке (1697). В университетской типографии (1592 — 1804) была напечатана первая вышедшая на исторической территории Великого княжества Литовского книга на литовском языке — «Катехизис» (1595) Микалоюса Даукши (1527 — 1613). Религиозная полемика между православной церковью и униатами способствовала появлению книг на церковнославянском и старорусском языке. После Брестской унии (1596), объединившей католическую и православную церкви на территории Речи Посполитой, Вильно стал резиденцией униатского митрополита и здесь печатались униатские книги. В 1596 году в Вильно были напечатаны первая восточнославянская грамматика («Грамматика словенска» Лаврентия Зизания) и первый букварь. Начиная с XV века в Вильнюс из Восточной Европы стали переселяться евреи. Они находили здесь пристанище, спасаясь от преследований. Вильнюс с населением в 20 000 жителей стал одним из центров религиозной и светской жизни Центральной и Восточной Европы. Постепенно столица стала городом многих культур и религиозным центром для людей разного вероисповедания. Национальные и религиозные группы основывали здесь свои общины, обладавшие в определенной степени статусом правовой автономии, возводили храмы. Евреи называли Вильнюс Литовским Иерусалимом (Yerushalayme de lita). В XVI веке город стал ведущим центром еврейской учености. К началу Второй мировой войны в Вильнюсе насчитывалось 96 синагог и молельных домов. Быстрый рост еврейского населения в XVI — XVII веках способствовал расцвету еврейской культуры. Первые исторические сведения о еврейской общине в Вильнюсе восходят к 1568 году. В 1633 году, в соответствии с королевским указом Владислава IV Вазы, евреи должны были селиться в определенной части города, отдельно от христиан. С середины XVII века начались исторические бедствия: город сильно пострадал во время войны с Россией (1655 — 1661), когда он был захвачен украинскими казаками и русскими войсками, а последовавшая вскоре Северная война (1700—1721) окончательно привела город в упадок. Новый этап развития города связан с правлением Станислава Августа Понятовского (1764—1795),последнего короля Польскo-Литовского государства, когда Вильнюс вернул себе роль центра политической, научной и литературной жизни. С 30-х годов XVIII века католический монашеский орден пиаров активизировал здесь свою просветительскую деятельность и основал коллегию (после 1736 года). Ее ректор, Матей Догель (1715 — 1760) открыл одну из лучшиих в Литве типографий, где в 1758 году напечатал ценнейший источник по истории Польши и Литвы — «Дипломатический кодекс Королевства Польского и Великого княжества Литовского». После третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году большая часть Литвы и ее столица стали частью Российской империи. Из столичного города Вильнюс (Вильна) превратился в губернский центр (самоуправление было упразднено), однако продолжал играть роль важного очага культуры. Виленский университет, благодаря проведенным в нем реформам, стал одним из лучших учебных и научных заведений во всей Российской империи. В нем создавались различные общества, действовала масонская ложа, здесь учились великие польские романтики Адам Мицкевич и Юлиуш Словацкий. В первой четверти Х1Х века Вильнюс стал центром литовского романтизма и национального возрождения. Немало выдающихся деятелей литовского национально-культурного движения вышло из стен Виленского университета: Симонас Даукантас, автор первой истории Литвы, написанной на литовском языке, Симонас Станявичюс, чье творчество проникнуто патриотическими идеями, чувством национального самосознания и единства литовцев, родоначальник литовской философско-политической поэзии Киприонас Незабитаускас-Забитис, переводчик и фольклорист Людвикас Юцявичюс и другие. Из-за прямого участия или косвенной причастности студентов и преподавателей Виленского университета к восстанию 1831 года царские власти в 1832 году закрыли университет: до 1842 года продолжали действовать лишь теологический и медицинский факультеты, преобразованные в Медико-хирургическую академию (позднее стала частью Киевского университета) и католическую Духовную академию (позднее была переведена в Санкт-Петербург). В крае начинается активная русификация. Из официальной печати исчезает даже само название Литвы, немало католических костелов преобразовано в православные церкви. В этих условиях культурная и интеллектуальная жизнь города сконцентрировалась вокруг Виленской археографической комиссии (1855) и Музея древностей (1856), учрежденных по инициативе графа Евстафия Тышкевича, которые объединяли интеллектуальную элиту города в их интересе к прошлому Литвы и краеведческих исследованиях. В 1835 — 1841 годах вышел один из первых фундаментальных научных трудов по истории Литвы — девятитомная «История литовского народа» Теодора Нарбута. Написанная по-польски, она тем не менее сыграла заметную роль в национальном возрождении литовцев. Во время восстания 1863 года Вильнюс стал главным центром национально-освободительного движения. Восстание было жестоко подавлено, за ним последовали репрессии, проводимые под руководством генерал-губернатора Северо-Западного края Михаила Муравьева (1796 — 1866), получившего за свои заслуги от царя титул графа, а от общества — прозвище «вешатель». После подавления восстания 1863 года царское правительство начало принимать решительные меры по русификации края, стремясь к тому, чтобы Литва ничем не отличалась от прочих российских губерний. Весной 1863 года были изданы правила, согласно которым обучение в государственных начальных школах Северо-Западного края могло отныне вестись только на русском языке. Обучение на родном языке было запрещено также и в негосударственных школах. В 1864 году последовал запрет на литовскую печать латинским шрифтом, остававшийся в силе в течение 40 лет. Культурная жизнь города в условиях реакции была надолго парализована. Однако экономическая мощь губернского города и его инфраструктура продолжали расти. В 1862 году была построена железная дорога, связавшая Вильну с Санкт-Петербургом и Варшавой. В 1875 году был разработан проект и началось строительство новых кварталов города (Naujamiestis). В 1886 году в Вильне появились первые телефоны, в 1893 году был пущен трамвай на лошадиной тяге — конка. Строительство городской электростанции было завершено в 1903 году. К началу ХХ века в Вильне уже насчитывалось 90 различных предприятий, в том числе завод железных изделий с механическим и кузнечным цехами, принадлежавший Пятрасу Вилейшису — образованному инженеру, жертвовавшему значительную часть своих прибылей на литовскую культурную деятельность. Пятрас Вилейшис открыл первую типографию для издания книг на литовском языке (1904), первый книжный магазин литовских книг (действовал до 1913 года), в конце 1904 года основал первую выходившую легально ежедневную литовскую газету «Вильнюсские вести», оказывал финансовую поддержку литовским газетам «Аушра» и «Варпас». За революцией 1905 года последовала относительная либерализация, давшая новые возможности развития мультикультурному городу. Как только был отменен запрет на литовскую печать (1904), в Вильнюсе стали печататься многочисленные газеты и журналы. Так, если до революции 1905 года в Вильнюсе выходило всего несколько газет и журналов (почти исключительно на русском языке), то в 1911 году их насчитывалось 69, в том числе 35 изданий на польском, 20 — на литовском, 5 — на еврейском, 7 — на русском и 2 — на белорусском языке. В 1906 году Микас Петраускас поставил в Вильнюсе первую литовскую оперу «Бируте». Появились литовские научные объединения, деятели литовской культуры основали здесь многочисленные общества и товарищества, состоялась первая выставка литовского изобразительного искусства. В Вильнюсе жили и творили выдающийся литовский художник и композитор Микалоюс Константинас Чюрлёнис, а также целая плеяда литовских писателей и публицистов: Юлия Жимантене (более известная как Жемайте), сестры София Иванаускайте-Пшибиляускене и Мария Иванаускайте-Ластаускене (писавшие под общим псевдонимом Лаздину Пеледа), Винцас Креве, Людас Гира, Казис Бинкис, Габриэле Беткявичайте-Бите. Б 1905 году в Вильнюсе состоялся съезд литовцев, собравший около 2000 литовских представителей не только со всей Литвы, но также из Латвии, Польши, России, Украины, и получивший впоследствии наименование Великий Вильнюсский сейм. На этом сейме были сформулированы требования к царской власти, основные из которых — требование предоставления Литве политической автономии в пределах ее этнических границ, а также употребления литовского языка в волостных управлениях и школах. Вильнюс был также центром белорусского национального движения. Именно в Вильне выходят первые легальные белорусские газеты «Наша доля» и «Наша нива», вокруг которых объединились самые известные белорусские авторы того времени: Янка Купала, Якуб Колас, Элоиза Пашкевич (известная под псевдонимом Тетка), Максим Богданович, Змитрок Бядуля, Максим Горецкий, Констанция Буйло, Алесь Гарун и другие видные писатели, поэты, литературные критики. Здесь действовали белорусская гимназия, курсы по подготовки учителей, Белорусский клуб, Белорусское издательское общество, Белорусский театр, Белорусский музей, печатались книги на белорусском языке. Первоначально координационным центром белорусских организаций стал Белорусский народный комитет (1915), и 1918 году его сменила Виленская белорусская рада, руководителем которой стал Антон Луцкевич. Свою роль центра белорусской культуры Вильнюс сохранил и в последующие десятилетия. Во время Первой мировой войны Вильнюс был оккупирован германскими войсками (1915 — 1918). После их отступления разгорелся польско-литовский конфликт, предметом которого явился Вильнюс. 16 февраля 1918 года Литовский Совет (Литовская Тариба) объявил о восстановлении государственной независимости Литвы со столицей в Вильнюсе, был подписан Акт о независимости. В феврале 1919 года Вильнюс был объявлен столицей недолго просуществовавшей Литовско-Белорусской Советской Социалистической Республики («Литбел»). 9 октября 1919 года Вильнюс и Вильнюсский край оккупировали польские войска под командованием генерала Люциана Желиговского. На занятой территории было провозглашено формально независимое от Польши государство Срединная Литва со столицей в Вильно, в 1922 году присоединенное к Польше. С марта 1922 года до сентября 1939 года Вильнюс как центр воеводства находился в границах Польши и существовал в этом качестве до сентября 1939 года. Хотя литовское правительств вынуждено было переместиться в Каунас, «временную столицу» Литовского государства, оно никогда не смирилось с потерей Вильнюса. В конституциях Литвы 1928 и 1938 годов Вильнюс по-прежнему именовался столицей Литвы. Культурная жизнь Вильнюса тем не менее не прекратилась. Виленский университет был вновь открыт в 1919 году, и это было главным событием, способствовавшим оживлению культурной и интеллектуальной жизни города в последующие два десятилетия. Была основана консерватория, действовало несколько театров. В 1925 году здесь был основан еврейский научный институт -YIVO, исследующий еврейский фольклор, традиции, язык идиш. Членами почетного президиума института были Альберт Эйнштейн и Зигмунд Фрейд. (Институт был уничтожен нацистами, но его деятельность успешно продолжает прежний нью-йоркский филиал вильнюсского института, выросший в самостоятельное крупное научное учреждение.) В этом же году известный адвокат Тадеуш Врублевский подарил городу свою обширную библиотеку, которая послужила позднее основой Библиотеки Литовской Академии Наук. Под патронажем Союза польских писателей в помещениях виленского Базилианского монастыря проводились Литературные среды (1927 — 1939), которые, помимо польской литературы, неоднократно посвящались культуре различных этнических групп, населявших Вильнюс: литовцев, белорусов, евреев, русских, татар и караимов. В 1931 — 1934 годах в Вильнюсе действовала польская авангардистская литературная группа «Жагары» (хворост»), издававшая одноименный журнал. Деятельность этой »преимуществу поэтической группы (куда входил и будущий нобелевский лауреат Чеслав Милош) оказала заметное влияние на некоторых творцов литовской, белорусской и еврейской литератур.
В начале Второй мировой войны, 19 сентября 1939 года, советские войска заняли Вильнюс, и по договору между Советским Союзом и Литвой от 10 октября 1939 года часть юго-восточной Литвы и Вильнюс были возвращены Литве. Однако вскоре - 15 июня 1940 года Красная армия вновь заняла Вильнюс и он стал столицей Литовской CCP. Преследованиям и депортации в отдаленные районы СССР подверглось около 35 000 жителей Вильнюса и его окрестностей. 24 июня 1941 года Вильнюс захватили германские войска. В период нацистской оккупации пострадало немало его жителей, но особенно трагичной была участь евреев. Еврейское население Вильнюса, насчитывавшее в 1939 году 55 000 человек, было почти поголовно истреблено; жертвами Холокоста стали 95% довоенной еврейской общины. Сильно пострадал в период войны и сам город: многие кварталы были уничтожены пожарами, в руины превратились те, что находились на территории еврейского гетто. В июле 1944 года советские войска освободили Вильнюс, ему вновь был возвращен статус столицы Литовской ССР. После войны город отстраивался и рос. В конце 70-х годов ХХ века Вильнюс стал главным центром возрождения национальной культуры и движения за независимость. С 1990 года Вильнюс вновь является столицей независимой Литовской Республики. Памятники советской эпохи были демонтированы, площадям и улицам возвращены их исторические названия, а храмы и монастыри переданы верующим. Заслуги Вильнюса в области развития добрососедства и гражданского общества по достоинству оценены мировым сообществом: Вильнюс удостоен международной премии ЮНЕСКО «Города за мир» за 2000 — 2001 годы. Этой премии, учрежденной в 1996 году, раз в два года поощряются наиболее удачные решения городских проблем, отмечаются города, где достигнуты наибольшие успехи в создании климата доверия среди городка и уважении прав человека и общечеловеческих идеалов.
|
|