|
Главная достопримечательность Вильнюса — Старый город, его холмы, улицы и здания. В вильнюсских пейзажах слились воедино деятельность человека и природы: архитектура города является как бы продолжением природных форм, обрамляя их, в то же время природа формирует архитектуру и растворяется в городских пространствах. Недаром лауреат Нобелевской премии Чеслав Милош назвал Вильнюс, где прошли его отрочество и юность, где он стал поэтом, «городом облаков, имеющих сходство с барочной архитектурой, и барочной архитектуры, подобной сгустившимся облакам».
Уже к началу XV века путешественники начинают отмечать исключительное естественное очарование города и его архитектуры. В Вильнюсе на сравнительно небольшой территории сформировался живописный ландшафт из долин и холмов. Две глубокие долины были образованы течениями двух рек — Нерис и Вильни (Вильняле). С давних пор вплоть до Второй мировой войны река Нерис служила важным водным путем. На ее берегах возвышались элегантные дворцы, принадлежащие светской и духовной знати, стояли богато украшенные монастыри с великолепными костелами в стиле Барокко, величественные соборы и строгие храмы.
В старейшей части города, где находятся остатки средневековых замков, Нерис сливается с короткой (всего 90 км длиной), но стремительной Вильней. Эта небольшая река и дала название Вильнюсу. Окруженный с трех (кроме северной) сторон долинами и холмами, находясь словно в центре гигантской чаши, рос город Вильнюс. Эти ландшафтные особенности придают городу особое очарование. Лишь в XХ веке город перешагнул за пределы низины и сейчас раскинулся на близлежащих холмах. С холмов открывается великолепная панорама города. Вид старого Вильнюса, с лабиринтом узких улочек, костелов и часовен, крышами красной черепицы и множеством деревьев, лучше всего можно оценить с вершины горы Гедиминаса, которая монолитом, сотворенным реками Нерис и Вильня, возвышается в сердце города.
Вот как описывает панораму Вильнюса, открывшуюся с вершины Замковой горы, замечательный русский писатель Константин Паустовский: «Город лежит как бы в чаше, наполненной туманным воздухом и ворохами лимонных листьев. То, что сверху кажется нам ворохами листьев, там внизу — большие сады. Из этих садов то тут, то там подымаются башни церквей и кровли домов. Много есть хороших городов, но нет такого города, как Вильнюс, где бы прекрасная архитектура была так тесно собрана на небольшом пространстве и вплотную окружена сельским простодушным пейзажем».
Наиболее богата в архитектурном отношении центральная часть Вильнюса. Ее составляют Сянаместис (Старый город) и Науяместис (Новый город).
Новый город начал формироваться в XIX веке, в нем привлекает внимание архитектура не только прошлого, но и современная. Важные правительственные учреждения, Сейм и большинство министерств располагаются здесь, наряду с банками, театрами и торговыми центрами. Здесь же проходит и основная улица столицы, проспект Гедиминаса, протянувшийся почти на 2 километра.
Старый город — сердце столицы, наиболее древняя и архитектурно самая привлекательная часть Вильнюса. Это одно из самых крупных средоточий старинных городских кварталов в Центральной и Восточной Европе, занимающее почти Зб0 гектаров и включающее в себя более 1500 зданий. Здесь представлены почти все архитектурные стили — от готики до постмодернизма. Учитывая исключительное историческое и архитектурное значение вильнюсского Старого города, ЮНЕСКО в 1994 году внесло его в список объектов Всемирного наследия.
Из вильнюсских замков вырос весь город, они относятся к числу наиболее ценных исторических памятников страны. Территория, на которой стоят замки, занимает почти 80 гектаров. В средние века в Вильнюсе было три замка: Верхний (на горе Гедиминаса), Нижний (у подножья горы) и Кривой (на противоположном берегу Вильни). От Верхнего замка сегодня осталась лишь одна башня Гедиминаса, с обзорной площадки которой открывается великолепный вид на город. Частично сохранился также Нижний замок, где сейчас заканчиваются работы по восстановлению Дворца правителей. По соседству расположена наиболее важная часть былого ансамбля — Кафедральный собор, возведенный в XIII веке и впоследствии неоднократно перестраивавшийся. В современном виде — это важнейший образец классицистической архитектуры XVIII века, творение архитектора Лауринаса Стуоки-Гуцявичюса. Кривой замок не сохранился, и только лес, в котором любят прогуливаться горожане, на горе Трех Крестов отмечает то место, где он раньше стоял. В 1997 году Сейм присвоил замковой территории статус национального культурного заповедника.
Вильнюс сохранил до наших дней сеть старинных улиц, с характерным отсутствием «правильности» и симметрии, маленькими площадями и расширением улиц к перекрестьям. Город начал формироваться в языческие времена, когда на этой территории располагались несколько отдельных поселений, позже объединившихся в единое целое. План улиц города с тех пор подвергся изменениям только один раз: на рубеже XV — XVI веков была обновлена оборонительная система города и возведена городская стена. В последующие столетия Вильнюс становится более густонаселенным. Вильнюс избежал драматических изменений, которые претерпели большинство европейских городов в XVII — XVIII веках, и в XIX веке разросся до размеров теперешнего Науяместиса. Современный Вильнюс сохранил характерные черты старинной планировки. Улицы здесь, как правило, двух видов. К одному из них, наиболее древнему, принадлежали улицы, являвшиеся одновременно торговыми путями. Они сравнительно широкие и прямые, достаточно длинные, с изящными зданиями, представляющими архитектурную ценность, — по преимуществу дворцами. Переулки же сильно отличаются от них: они бывают изогнутыми, кривыми, и зачастую заставляют здания повторять их форму.
Так как старый Вильнюс был возведен на холмах, его улицы весьма причудливы по своим очертаниям. Если от узких улочек Старого города поднять взор вверх, можно увидеть множество самых разных крыш, как на картинах Сезанна, а в перспективе — башни и купола дальних костелов и церквей, верхушки деревьев, растущих во внутренних двориках, и зеленые холмы, окружающие город.
Построенные в различных архитектурных стилях костелы и церкви -предмет гордости Вильнюса, определяющие его архитектурный блик. Почти все они сохранились до наших дней. Их расположение на карте города далеко не типично: Кафедральный собор, например, был воздвигнут не на главной площади, а на территории, примыкающей к замку; окружающая его площадь была завершена лишь в 1940 году. Другие храмы не распределены, как этого следовало бы ожидать равномерно по всему городу, но группируются по два, три или четыре, порой объединяя тесным соседством разные конфессии и вероисповедания.
С архитектурной точки зрения вильнюсские костелы весьма необычны и представляют особый интерес. В Литве нет мягкого камня, поэтому готические костелы строились из кирпича 150 различных конфигураций. Из этих кирпичей мастера возводили сложнейшие здания со звездчатыми, крестовыми и хрустальными сводами. Костел Св. Анны, пожалуй, является лучшим примером этого стиля. Есть в Вильнюсе и иные готические костелы — с толстыми стенами наподобие стен оборонительных сооружений. Их фасады украшены глухими нишами и орнаментом, символическое значение каменных узоров уходит своими корнями в языческие времена. В интерьере храмов присутствуют сложные своды и стенная роспись.
Гордость вильнюсской церковной архитектуры — прекрасно сохранившиеся барочные костелы. Шедевр барокко XVII века — костел Св. Петра и Павла, находящийся в районе Антакальнис. Внутреннее убранство костела изобилует лепными стукковыми фигурами и орнаментами: неф, кафедра, стены и потолки часовен украшены статуями, барельефами и горельефами (в общей сложности здесь насчитывается около 3 000 лепных фигур), цель изваяний — наглядно представить христианское вероучение, познакомить с учением Св. Августина, а также рассказать об истории семейства Пац, знатных вельмож — основателей храма.
Влюбленный в Вильнюс фотохудожник Ян Булгак когда-то говорил, что в Вильнюсе каждый день можно встретить иноземца, для которого древний город стал открытием и глубоким духовным переживанием. Эту чарующую атмосферу современная столица хранит до сих пор.
Богатое культурное наследие Вильнюса отражено в его многочисленных музеях: их, национальных, городских и специализированных, в Вильнюсе насчитывается свыше 50. В башне Гедиминаса (XIV век), находящейся на Замковой горе в самом центре города и ставшей символом Вильнюса, размещается одна из экспозиций Литовского национального музея, посвященная истории города. Здесь выставлены археологические находки, обнаруженные на территории города, образцы доспехов и оружия древних рыцарей, макеты вильнюсских замков. В расположенном у подножья Замковой горы Старом арсенале (XVI век) открыт Музей прикладного искусства, а в находящемся неподалеку Новом арсенале (XVIII век) можно осмотреть богатую историко-этнографическую коллекцию Литовского национального музея. На горе Трех крестов восстановлен взорванный в 1950 году памятник работы архитектора Антони Вивульского (1916), который был поставлен на месте трех деревянных крестов, воздвигнутых, по преданию, в память о францисканских монахах, принявших в XIV веке мученическую смерть за христианскую веру. В подножие нового памятника (автор — скульптор Станисловас Кузма) вмурованы сохранившиеся фрагменты снесенного советскими властями монумента. В подземельях Кафедрального собора находятся саркофаги Великого князя Александра Йогайлайтиса и двух супруг Сигизмунда 11 Августа, Елизаветы и Барборы Радвилайте, а также урна с сердцем короля Владислава IV Вазы. В старом дворце Ходкевичей размещается Вильнюсская картинная галерея (филиал Литовского художественного музея), в которой можно увидеть полотна выдающихся вильнюсских художников, таких как Пранцишкус Смуглявичюс, Йонас Рустемас и Фердинанд Рущиц. В прежней резиденции вельмож Радзивиллов расположилась Галерея зарубежного искусства с богатыми коллекциями западноевропейской (итальянской, фламандской, испанской и т. д.) живописи. Другой дворец Радзивиллов превращен в Музей театра, музыки и кино, посвященный развитию этих искусств в Литве. Мемориальный музей Адама Мицкевича размещается в доме, где в 1822 году жил великий поэт. На проспекте Гедиминаса - центральной улице литовской столицы — находится единственный в своем роде Музей жертв геноцида, осуществлявшегося гестапо и КГБ. Музей является частью Центра по изучению геноцида и резистенции жителей Литвы, в нем представлены историко-документальные материалы, свидетельствующие о проводимых режимами репрессиях против жителей Литвы (1940 — 1990), антисоветском и антинацистском сопротивлении.
Литературный музей А.С. Пушкина находится в прежнем предместье Вильнюса Маркучяй (с 1910 года — в черте города), на территории бывшего дворянского имения, принадлежавшего жене Григория Пушкина, младшего сына великого поэта (1835 — 1905). Григорий и Варвара Пушкины поселились здесь в 1899 году и жили до самой смерти. Музейный ансамбль составляют жилой дом дворянского поместья, раскинувшийся на 18 гектарах парк с прудами, семейное кладбище, часовня Св. Варвары. Литературный музей в имении Маркучяй действует с 1948 года. Мемориальная экспозиция музея расположена в б комнатах, обставленных подлинной мебелью конца XIX века, украшенной фамильным гербом Пушкиных и монограммой Варвары Пушкиной. В экспозиции есть и вещи, принадлежавшие самому А. С. Пушкину. В литературной экспозиции представлены прижизненные издания произведений Пушкина, посетители могут поближе ознакомиться с жизнью и творчеством вели русского поэта. Особое внимание уделено биографическим и литературным связям А. С. Пушкина с Литвой. |
|