| | | Религия караимов – караизм – по существу является чистым верованием Ветхого завета, обосновывающим свои догмы только написанными в Библии правдами и не признающим никакие авторитеты, которые комментируют эти священные писания, устно или письменно. В системе караизма никакие другие писания – ни Новый завет, ни Талмуд, ни Коран, не являются священными или кодифицированными, они не представляют аргументы, не отражают традиции понимания религиозных истин (как устных, так и письменных). Все истины содержатся только в Ветхом завете, и каждый верующий караим имеет право самостоятельно искать истины в этом писании. Суть караизма отражает и само название религии (караизм), возникшее из глагола кара, который на арабскои и гебрайском языках означает читать, рецитировать Священное писание. Такие же корни и у Корана.
Караимы молятся в молельном доме, который обладает статусом храма и называется кенесой. В кенесе алтарь расположен на южной стороне. Стены и потолок кенесы обычно декорируются геометрическими орнаментами. Мужчины и женщины молятся отдельно, как и в храмах других Восточных религий. В кенесе все обязаны быть в головном уборе, форма которого строго не установлена.
В Литве существует две действующие кенесы: в Тракай и в Вильнюсе.
Самая старая в Литве кенеса расположена в Тракай, на улице Караиму 30. Первая кенеса была здесь построена в XV в. во времена Витаутаса, когда в этом городе поселились караимы. Так как здание было деревянным (как и в настоящее время) оно неоднократно горело.
В первой половине XVI в. кенеса сгорела во время городского пожара и в 1533 году была отстроена. В 1655 году во время войны она была разрушена вместе со всем городом. В том же году Ян Казимир разрешил построить новую кенесу и школу для караимов. Но она была восстановлена позднее, так как город опустел, и у общины на это строительство не было средств. В 1727 году и в 1773 году сеймялю бояре ворвались в город, его опустошили, напали на кенесу, в первый раз была испорчена внешняя часть, а во второй раз и внутренняя. Во время городского пожара в 1794 году здание опять сгорело. Средства на его восстановление помогли собрать караимы из Луцка и Крыма. Известно, что в 1797 году община караимов брала в долг деньги на восстановление школы и других строений, которые сгорели во время пожара. Работы еще не были завершены, когда в 1812 году кенесу сожгла французская армия. Указывается, что до 1812 года кенеса была каменная, а затем упоминается только деревянная. Здание еще раз сгорело в 1824 году. 31.03.1824 года караимы из Тракай обратились в Главное духовное управление прочих верований в Петербурге с прошением о предоставлении средств на строительство каменной кенесы. Не получив средст, деревянная кенеса была восстановлена на прежнем месте.
В 1894 году «...храм был заново перестроен», оштукатурен внутри и снаружи, уложен новый деревянный пол, крыша покрыта новыми гонтами, и на ней оборудован фонарь, здание было обнесено изгородью. В том же году кенесу освятили. Последний большой ремонт проводился в 1903 - 1904 г. Крыша здания была покрыта жестью и покрашена, здание покрашено внутри, отремонтирован алтарь, установлены краны для мытья рук. Работы были проведены по инициативе ullu hazana Ф. Маляцкиса и на средства верующих. Проведению работ помог архитектор М. Прозоров. С того времени внешний вид кенесы мало изменился. В 1997 году впервые после войны Тракайская кенеса была реставрирована на средства Литовского государства. «Фотография».
Деревянная Тракайская кенеса является почти квадратным зданием с высокой четырехскатной крышей. В 1855 году кенесу описал посетивший её В.Сирокомле. Ему показалось, что здание похоже на небольшой католический костёл. Алтарь, который согласно традиции караимских молебнов должен быть обращён на юг, располагался на возвышении, украшен колонами и цитатами из Библии (Десять Божьих Заповедей). Старинные и современные фотографии показывают, что после ремонтов, здание почти не изменялось. До сих пор Тракайская кенеса является действующим молитвенным домом караимов. Службы проводятся в период с весны по осень. В Паневежисе, на улице Соду также был молитвееный дом караимов кенеса, к сожалению, в 1970 году она была снесена. В настоящее время о ней напоминает только памятный камень, который на свои средства в 1995 году установило самоуправление города Паневежиса. «Фотография».
Самой новой в Литве является кенеса в Вильнюсе. Её строительство по проекту архитектора М. Прозорова в мавританском стиле было начато в 1911 году, и 30 октября был освящен закладной камень. Строительство завершено в 1923 году и 9 сентября кенеса была освящена. Благодаря благотворительной деятельности братьев Lopatto в том же году рядом с кенесой вырос дом общины. «Фотография».
В 1949 году Вильнюсская кенеса была закрыта. В 1989 году кенеса опять стала собственностью религиозной общины караимов Литвы, в 1993 году после ремонта кенеса была освящена.
Служба в Вильнюсской Кенесе проводится в зимнее время и в особо важных, торжественных случаях.
В Литве кенесы существовали еще и в Биржай и Науяместисе. Рядом с кенесами, как обычно, существовали и дома общины, в которых действовали религиозные школы и школы по изучению языка, проводились собрания, вечера, лекции, праздники, собирались клубы самодеятельности, проживали служители культа. | | |
|