Малые предприятия
Предприятие, общий доход которого в течении налогового периода не превышает 500 000 Лт (около 144 810 евро) со средним числом работников не более 10 человек, вправе применять ставку налога на прибыль в размере 5 % (стандартная ставка составляет 15 %). Предприятие (индивидуальное предприятие и хозяйственное товарищество), среднее количество работников на котором составляет не более 10 человек и доходы за налоговый год не превышают 1 млн Лт (около 289 620 евро), вправе к сумме 25 000 Лт (около 7 240 евро) применять ставку налога на прибыль в размере 0 %, а к остальной части прибыли – ставку налога на прибыль в размере 15 %.
Судоходные предприятия
Доходы судоходной единицы от международной перевозки морским транспортом и напрямую связанной с ней деятельности могут облагаться фиксированной ставкой налога на прибыль, если они соответствуют требованиям закона о налоге на прибыль. В случае приобретения судоходной единицей права и выбора уплаты фиксированного налога на прибыль, порядок обложения фиксированным налогом на прибыль применяется на протяжении периода, истекающего не ранее 31 декабря 2016 г. Начисление фиксированного налога на прибыль осуществляется с учетом чистой вместимости морского судна и применением ставки налога на прибыль в размере 15 %.
Научные исследования и экспериментальное развитие
При расчетах налога на прибыль затраты, связанные с научными исследованиями и экспериментальным развитием, за исключением затрат, связанных с износом или амортизацией долгосрочного имущества, подлежат отчислению в трехкратном размере от доходов за налоговый период, во время которого они были понесены в том случае, если производимые научные исследования и (или) работы по экспериментальному развитию связаны с обычной деятельностью, осуществляемой единицей, или с деятельностью, осуществление которой запланировано, которая приносит или будет приносить доходы или экономическую выгоду.
Инвестиционные проекты
Положения Закона о налоге на прибыль, вступившие в силу с 2009 г., предусматривают, что для единиц, осуществляющих инвестиционную деятельность, облагаемая налогом прибыль, начисленная за налоговый период, может быть снижена до 50 % на сумму расходов, понесенных в связи с инвестиционным проектом. Расходы, превышающие 50 % облагаемой налогом прибыли, могут быть перенесены на четыре более поздних налоговых периода, следующих друг за другом. Облагаемая налогом прибыль может быть уменьшена только для расходов, понесенных во время налоговых периодов 2009–2013 гг.
Прочие льготы и скидки
Многие самоуправления в Литве предлагают скидки на земельный налог и в некоторых случаях оказывают финансовую поддержку предпринимателям за созданные новые рабочие места. Размер налога на недвижимость в Литве составляет от 0,3 % до 1 %. Каждое самоуправление может устанавливать размер налога в указанных пределах. Определенные налоговые льготы распространяются и на те предприятия, владельцами или работниками которых являются лица с ограниченными возможностями. Предприятия, свыше 40 % работников которых относятся к целевым группам лиц (лица с ограниченными возможностями, безработные и т. п.) могут применять нулевую ставку налога на прибыль.
Учет и аудит
За некоторыми исключениями в отношении малых предприятий и (или) предприятий с неограниченной гражданской ответственностью учет должен вестись по принципу накопления. Банк Литвы требует, чтобы банки в Литве представляли отчетность согласно Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). С 1 января 2004 г. вступили в силу многие стандарты учета предпринимательской деятельности (на базе директив МСФО и ЕС), которые установили последовательные принципы учета в следующих областях: учет отсроченных платежей, резервы на разное имущество, учет производных финансовых инструментов. С 1 января 2004 г. консолидация является обязательной. Предприятия могут выбрать применяемые международные стандарты или стандарты бизнес-учета. Предприятия, акции которых распространяются на регулируемых рынках, обязаны применять Международные стандарты учета. Аудит является обязательным для всех государственных и муниципальных предприятий, открытых акционерных обществ, товариществ с неограниченной ответственностью и товариществ с ограниченной ответственностью, отвечающих двум из трех нижеприведенных критериев:
• доходы от продаж превышают 10 млн Лт (около 2 896 200 евро) за отчетный год;
• среднее число работников за отчетный год достигает 50;
• балансовое имущество превышает 5 млн Лт (около 1 448 100 евро).
Администрирование налогов
Необходимо соблюдать действующие в Литве требования к ведению учетной и другой документации предприятий. Документы должны составляться на литовском языке. При необходимости документы могут составляться на двух языках. Форма и содержание учетных документов также регламентируются. В документах должны быть четко указаны определенные реквизиты сторон сделки. Порядок выписки счетов согласован с директивами ЕС: могут использоваться электронные счета, счета может выписывать покупатель, внедрен благоприятный порядок хранения счетов. Если в документах не хватает обязательных реквизитов, то такие документы не будут признаваться действительными. В правовом отношении индивидуальные разъяснения налогового администратора не являются обязательными. Впоследствии налоговый администратор может трактовать вопрос по-разному (напр., во время последующей налоговой проверки). Однако зачастую разъяснение, полученное налогоплательщиком, помогает избежать штрафов и пени. Назначаемые в настоящее время штрафы за нарушения составляют 10–50 % от размера неуплаченного налога. Следует отметить, что налоговое разбирательство представляет собой долгий и дорогостоящий процесс, так как обычно решить его без суда не представляется возможным.
Сделки с взаимосвязанными сторонами и коррекция цен
Налоговое законодательство строго контролирует сделки с взаимосвязанными сторонами, находящимися как в Литве, так и за рубежом. Поэтому рекомендуется строить деловые отношения на основе принципа протянутой руки и по рыночным ценам. Литовские общества, которые
1) по законодательству должны представлять финансовую отчетность и
2) доходы от продаж которых превышали 10 000 000 Лт за предыдущий год, в котором была произведена хозяйственная операция между взаимосвязанными лицами, обязаны собирать доказательства в отношении цены состоявшейся хозяйственной операции. Налоговая инспекция может произвести перерасчет налоговой базы и иначе охарактеризовать саму сделку в налоговых целях, если существуют основания для подозрений в умышленном уклонении от уплаты налогов. С 1 января 2004 г. внедрены рекомендации ОЭСР по ценообразованию сделок.